Железная колонна / Дели / Индия

Zheleznaya-kolonna-Deli-IndiyaЖелезная колонна находится в комплексе Кутб в городе Дели, Индия. Эта семиметровая невзрачная колонна получила широчайшую известность благодаря тому, что она сделана из металла, не ржавеющего уже более полутора тысяч лет.
 

Железная колонна была отлита около 402 года нашей эры при правителе династии Гупта, Чандрагупта II Викрамадитья (375 — 413), но её первоначальное местоположение до сих пор не определено. Наиболее вероятно, что она стояла в пещерах Удаягири (недалеко от современной деревни Санчи), расположенных в округе Видиша штата Мадхья-Прадеш, что косвенно подтверждается надписями на колонне, древними местными традициями обработки железа, а также тем, что второй султан Дели (1211 — 1236), Шамс ад-Дин Илтутмиш, нападал на этот округ и мог захватить её в качестве трофея. В любом случае, в начале 13 века эта небольшая колонна была установлена в нескольких десятках метров от 72-х метрового минарета Кутб вероятно, чтобы символизировать превосходство мусульманства над индуизмом.

Полная высота Железной колоны составляет 7,21 метра, 1,12 метра из которых находится под землёй. Вес декоративного капителя равняется 646,14 кг, остальной части – 5865,69 кг, всего вместе – 6511,83 кг. В самом низу, под землёй, диаметр колонны равняется 420 мм, на самом верху – 306 мм.

Декоративный капитель – это симметричная структура из семи деталей, которые соединены между собой спайкой на основе свинца вокруг полого цилиндра. На самой верхней части, которая напоминает постамент, вероятно, когда-то была закреплена статуэтка Гаруды, ездовой птицы Вишну. К основной части колонны, сделанной кузнечной сваркой, декоративный капитель присоединён при помощи вставки.

Из-за своей необыкновенной устойчивости к ржавчине, железная колонна в Дели давно привлекает внимание археологов, специалистов по коррозии и инженеров. Её самое первое настоящее научное исследование проводилось в 1912 году Робертом Хэтфилдом. Затем, в конце 1950-х – начале 1960-х группа археологов и инженеров раскопала подземную часть колонны. Они обнаружили, что её поверхность покрыта сантиметровым слоем ржавчины. На уровне над землёй на колонне по-прежнему находят только незначительные её следы.

 

Почему Железная колонна Дели не ржавеет?

Zagadka-zheleznoj-kolonny-deli-indiyaСуществует множество теорий, но все их можно разделить на две категории: связанные с окружающей средой и связанные с материалом.

Окружающая среда:
— в Дели очень мягкий климат и на протяжении продолжительных отрезков времени влажность воздуха здесь не превышает 70% (влажность почвы выше, поэтому колонна вся проржавела под землёй).

Необычный материал:
— колонна сделана и необыкновенно чистого для своего времени железа (98%), в которое входит очень мало серы (0,006%) и очень много фосфора (0,114%), что привело к самообразованию защитной оксидной плёнки толщиной от 50 до 150 нм.

— большая масса сплошного тёмного металла нагревается и сохраняет тепло на протяжении какого-то времени, что не позволяет росе образовываться на её поверхности

Наиболее вероятной кажется теория, связанная с защитной плёнкой, потому что в других, более влажных регионах, также можно найти артефакты, созданные индийскими металлургами, например, колонну неправильной формы в округе Дхар, железные перекладины в храме Солнца в городе Конарак и железную колонну в храме Мукамбика.

 

Надписи на Железной колонне

Не смотря на лёгкую доступность и широкую известность Железной колонны, надписи на ней изучены ещё недостаточно хорошо. Самая древняя надпись датируется временем правления династии Гупта (4 – 6 века). Она сделана на санскрите древней разновидностью слогового письма Брахми (читается слева направо). В ней говорится, что колонна была создана в честь бога Вишну. Там также восхваляется храбрость и другие качества правителя, которого называют просто Чандра (сейчас считается, что эти строки относятся к Чандрагупта II).
 

 
Пять строк стиха, который находится на самом видимом месте колонны (интерпретация 1903 года Пандита Банке Раи):

(1) Он, слава о чьей силе была написана мечом, когда в битве в странах Ванга (Бенгалия) он снёс и обратил (в бегство) своей грудью врагов, которые, объединившись, шли против него;

(2) Он, который сражаясь, пересёк семь устьев (реки) Синдху (Инда), покорил вахликов; он, дуновением чьего совершенства всё ещё благоухает южный океан;

(3) Он, чьи частицы огромного пыла энергии, которые полностью уничтожили (его) врагов, как перегоревший пожар в огромном лесу, даже сейчас не оставляет землю;

(4) Хотя он, король, как будто утомлённый, покинул эту землю и ушёл в другой мир, перемещаясь с земли завоёванной (его) действиями, (но) остающейся на (этой) Земле в (память о его) славе;

(5) Он, король, который достиг исключительной высшей власти в мире, полученной его собственными усилиями и (которой он наслаждался) на долгое время; (и) который, именуясь Чандра, воплощал в себе красоту сочувствия как (красоту) полной луны, веруя в (бога) Вишну, эта величественная колонна божественного Вишну была установлена на холме Вишнупада.

В другой, более поздней надписи, датирующейся 1052 годом, упоминается правитель Анангпал II из клана Томара, что дало возможность обсуждать версию установления колонны на её современном месте при Виграха Раджа, что позже было опровергнуто.
 
Интересно, что пещеры Удаягири, которые находятся на тропике Рака, при династии Гупта являлись центром изучения астрономии. Существует теория, что Железная колонна, стоящая там напротив большого изображения Ананташаяна (воплощение Вишну, символизирующее бесконечность) при этом являлась солнечными часами. Так, её Чакра, или Гаруда, отбрасывала тень к ногам Вишну только один раз в год – рано утром во время летнего солнцестояния (21 июня).

Необыкновенную устойчивость колонна продемонстрировала в 1739 году, когда в неё попало пушечное ядро, пущенное полководцем Надир-шахом Афшаром во время трёхдневного завоевания Дели. Переломить колонну, которая вести почти 6 тонн оно, конечно, не могло, но оставило на ней заметный след, который заржавел.

В 1997 году Железную колонну огородили невысоким забором, чтобы предотвратить уничтожение защитного слоя толпами людей, которые верят в то, что, если встать к колонне спиной и сцепить вокруг неё руки, то можно привлечь удачу и излечиться от болезней.
 

Полезная информация о Железной колонне в Дели, Индия

Местоположение:

Юго-восток Нью-Дели; в 40 метрах к северо-западу от минарета Кутб
 

Как добраться:

Автобусы 34, 413, 427, 463, 463EXT, 502, 505, 517, 523, 525EXT, 533. 534. 539, 629 или 714 до остановки «Qutub Minar»
Станция метро Saket (жёлтая линия), от которой до комплекса Кутуб нужно пройти около 700 метров по улице Mehrauli Badarpur road
 

Адрес:

Mehrauli, South West district, New Delhi, Delhi, India
Индия, Дели, Нью-Дели, Юго-Восточный пригород, район Мехраули
 

Название на английском:

Iron pillar of Delhi
 

Время работы:

Ежедневно
 

Телефон:

нет
 

Сайт:

нет
 

E-mail:

нет
 

Координаты:

28.524749,77.184971 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение Железной колонны)
GPS: 28°31’29.10″N, 77°11’5.90″E
 

Цена входного билета:

250 рупий за вход в комплекс Кутб
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Ворота Индии в Дели
Храм Гурдвара Бангла Сахиб в Дели
Погода в Дели по месяцам
Мумбаи
Достопримечательности Мумбаи
Достопримечательности города Панаджи в штате Гоа
Пляжи Гоа
Плантации специй Гоа
Какие сувениры можно привезти из Индии