Монастырь Святого Варнавы и археологический музей / Фамагуста

Cerkov-monastyr-varnavy-famagusta-severnyjj-kipr-dostoprimechatelnostМонастырь и церковь Святого Варнавы расположены недалеко от королевских гробниц на полпути между районом Фамагусты Тузла и руинами древнего города Саламин (Саламис). В монастыре сейчас открыт археологический музей и музей икон, а на некотором расстоянии от него находится часовня, построенная над местом захоронения Святого.
 

Дошедшая до нас церковь при монастыре Святого Варнавы построена по образцу церкви Святого Лазаря близ Ларнаки (Южный Кипр). Он стоит в центре пустоши и вокруг неё находятся доисторические некрополи, лишь часть из которых открыта. В этом регионе археологи обнаружили гробницы, датирующиеся периодом с 16 века до н.э. вплоть до позднего периода существования Римской империи (284 — 476). Многие из этих гробниц относятся даже не к Саламину, а к более древнему городу, известному как Энгоми. Нелегальные раскопки обнаружили эллинские и римские захоронения под всей территорией монастыря.

Святой Варнава был одним из основателей независимой греческой православной церкви и является теперь святым покровителем Кипра. Он родился в городе Саламин в семье из еврейского клана Левитов, который иммигрировал на Кипр из Сирии. Очевидно, что его семья была весьма зажиточной (поставляла кипрское вино в храмы Иерусалима) и владела землёй как в Саламине, так и около Святого города. Настоящим именем Варнавы было Сосис – вариация имени Йосеф, тогда как в Новом Завете его называют «Йосеф Варнава с Кипра».

Получая религиозное образование в Иерусалиме, Варнава стал свидетелем чудес Иисуса. В 33 году он дал ему обет и пожертвовал всё своё наследство молодой церкви и бедным жителям Иерусалима.

Будучи в Иерусалиме, Варнава был назначен архиепископом Саламина и в 45 году вернулся на Кипр в сопровождении своего двоюродного брата (вероятно) Марка Иоанна (будущего Марка Евангелиста) и Павла из Тарса (будущего Апостола Павла). Он собирался обратить большое местное еврейское сообщество в христианство. Хотя ему это плохо удалось, он смог так впечатлить римского правителя острова Сергиуса Павлуса, что тот перекрестился в новую религию. Таким образом, Кипр стал первой страной в мире, которая управлялась правителем-христианином.

В 75 году Варнава во второй раз приплывает на Кипр с Марком Евангелистом, но уже без Апостола Петра, с которым у него возникло разногласие (отъезд на Кипр – последнее упоминание о Варнаве в Библии). Дальнейшая судьба Святого описана в житие Варнавы (Acta Barnaba), написанном от лица Марка Евангелиста. Там говорится, что они высадились на остров и отправились по городам, обучая будущих христианских священнослужителей. Прибыв в Саламин, Варнава отправился в библиотеку, которая находилась недалеко от синагоги, где он проповедовал с Евангелием от Матфея в руках. Евреев это возмутило, они его схватили и отвели на суд правителя Кипра. Он был осуждён и сожжён вместе с книгой «так, чтобы даже его кости превратились в пепел». Далее сказано: «Но я (Марк) выбрал нужное время ночью… смог забрать его (Варнаву), ушёл в одно место, нашёл пещеру, где раньше жили иевусеи, и оставил его там». Здесь агиограф противоречит сам себе – он говорит о пепле как о теле и упоминает целое Евангелие. Исследователи сходятся во мнении, что эта житие Варнавы было написано после «чудесного» обнаружения могилы Варнавы после 477 года.

Как и Житие Варнавы, две другие работы, «Доклад об Апостоле Варнаве» (Landatio Baranbae Apostoli) и «Панегирик Варнаве» (Encomium Barnaba), описывают его жизнь после отплытия на Кипр, упомянутом в Новом Завете. Обе они были написаны монахом Александром Кипрским в середине шестнадцатого века. Этот монах жил при монастыре и имел доступ как к записям, так и к историям монастыря, передававшимся из уст в уста. Он писал, что Варнава был арестован и заключён в синагогу в Саламине. В ту же ночь толпа выходцев из Сирии забила его камнями до смерти, после чего тело его сожгли. При этом Александр объясняет противоречие – он пишет, что тело, хотя и жгли, но оно не горело. Он также описывает, как Марк выкрал останки и похоронил их под рожковым деревом на расстоянии «около пяти стадий от города» (Саламии). При этом Марк Иоанн положил на грудь Святого Евангелие от Матфея. Преследуемый евреями, которые обо всём узнали, он сбежал в Никосию, а затем и в Египет. Подавление Христианства на Кипре продолжилось и о могиле Варнавы вскоре забыли.

К 5 веку христианская церковь укоренилась на Кипре. Антиохийская православная церковь, основанная Петром, при этом потребовала признание своего старшинства над кипрской церковью, но в результате они были признаны равнозначными.

В «Панегирике Варнаве» рассказывается об обнаружении могилы Варнавы 400 лет спустя. В 477 году епископу Анфемию приснилось расположение давно утерянной гробницы Варнавы. Во сне Варнава сказал ему: «Отойди на пять стадий на запад от города к месту, называемому «Гигиея», чтобы Господь явил чудо через меня на этом месте. Копай под рожковым деревом, и ты найдёшь пещеру и ящик в ней. Там лежит моё тело и Евангелие, написанное моей рукой, которое я получил от Матфея, святого Апостола и Евангелиста. И когда нечестивцы будут обвинять тебя, говоря, что апостольский трон принадлежит Антиоху, возражай им тем, что скажи ‘мой трон тоже апостольский и в моей стране есть свой апостол’». На этом месте действительно были найдены останки, которые были признаны Святым по лежащему на нём Евангелию от Матфея. С этим Евангелием епископ съездил в Константинополь, где подарил его византийскому императору Флавию Зенону. Император, в благодарность, гарантировал кипрской церкви независимость и автономию (автокефалию). Кроме того, император выделил средства на строительство защитного сооружения на том месте, где было найдено захоронение, а также на постройку рядом церкви.

На деньги императора и на щедрые пожертвования Анфемий нанял лучших мастеров, которые построили огромную для тех времён церковь и дом, в котором должны были жить монахи, проводившие службы. Также был построен акведук, по которому подавалась вода и множество дополнительных зданий, в которых могли жить паломники.

Гробница Святого Варнавы – небольшой мавзолей, построенный на том месте, где были обнаружены останки, находится в 155 метрах к северо-востоку от монастырской церкви. Сам гроб (без тела) находится в пещере под зданием, куда можно попасть, спустившись по 14 ступеням. Сразу справа от ступеней находится аркосолий – глухая арка, в которой покоилось тело Варнавы. Стены боковых проходов, где есть ещё три аркосолии, расписаны фресками, но, поскольку паломники трогали эти фрески, они стёрлись и теперь невозможно понять ,что на них изображено. Стиль гробницы (погребение целого тела; наличие аркосолий) предполагает, что она была построена в Римский период. Мраморный пол такого же качества и рисунка как в базилике Кампанопетра в Саламине, относится примерно к середине пятого века. Примерно в 1918 году надземная защитная часть рухнула и была восстановлена в виде небольшой часовни лишь в 1954 году.

Церковь была построена специально для того, чтобы в ней хранить мощи Святого Варнавы, извлечённые из гробницы. Согласно записям монаха Александра Кипрского, архиепископ Анфемий извлёк останки и поместил их в апсиду южного нефа церкви. При раскопках, проведённых Теофилием Могабгабом в 1934 году, был обнаружен mensa martyris (алтарь свидетельства), представляющий собой мраморную плиту размером 147х68 см с дырой в центре. Через это отверстие паломники могли прикасаться к мощам. Рядом была найдена похожая плита, под которой могли находиться мощи самого Анфемия.

Церковь, построенная Анфемием, походила на другие кипрские базилики того времени. Это было трёхнефное трёхапсидное здание с деревянной крышей размером 38х19 метров. Во время раскопок 1934 года под зданием современной церкви были обнаружены колонны от первой базилики и использованы во время реставрации 1949 года. Приблизительно в 9 веке церковь была перестроена по образцу церкви Лазаря в Ларнаке, хотя она получилась в два раза больше по площади. Внутреннее убранство сохранилось плохо – особого внимание заслуживает зелёная колонна в виде спирали, перенесённая из самой первой церкви, а также мозаика куполов. Мозаика в западном куполе оригинальная, тогда как в восточном в какой-то период времени она была изменена. Существует версия, что первоначально в базилике было три купола, но один из них обрушился вместе со всей восточной стеной во время землетрясения 1159 года и был заменён на сводчатый потолок. Двери и окна относятся к разным периодам, но ни одно из них не является оригинальным.

Вероятно, что после землетрясения 12-го века мощи Святого Варнавы были перевезены в Никосию, где для них была построена другая церковь, от которой не осталось даже названия. Архиепископ также переехал в Никосию, поскольку французский род Лузиньянов, получивших контроль над Кипром, в 1192 году перенёс туда свою столицу. Дальнейшая история мощей Варнавы остаётся загадкой. В настоящее время кипрские монастыри Киккос и Махерас заявляют, что мощи находятся у них, что вполне возможно, поскольку в 18-м веке оба они собирали самые важные реликвии острова.

Здание монастыря, которое мы можем увидеть сегодня, было построено в 50-х годах 18 века с использованием материалов древних сооружений, стоящих в окрестных полях. С тех пор монастырь Святого Варнавы являлся центром православной христианской жизни острова. Монастырь находится в хорошем состоянии; при нём есть сад; с трёх сторон он окружён зданиями, в которых раньше жили монахи и паломники, приезжавшие сюда молиться. Фонтан в середине двора, вероятно, находится на месте старого колодца. Изменение уровня почвы свидетельствует о том, что когда-то весь монастырь был окружён стенами. На протяжении всех этих лет количество служителей постепенно уменьшалось и в 19 веке там никого не осталось. Лишь во время британского правления здесь появились служители – с 1916 года здесь проживали три брата-монаха – Чаритон, рождённый в 1887 году, Стефаний, рождённый в 1894 и Варнава, рождённый в 1897 году. Они жили в монастыре и служили в церкви с 1917 года. Братья построили колокольню, нарисовали фрески и иконы, которые можно увидеть в галерее внутри. Около 1965 года к ним присоединились ещё несколько монахов, но заселение монастыря было прервано турецкой оккупацией Северного Кипра в 1974 году. В 1976 году по состоянию здоровья и братья покинули монастырь и переехали на юг. С тех пор монастырь считается не действующим, но его не закрывают из-за потока посетителей. В 1991 году прошли реставрационные работы, превратившие церковь в музей икон (византийские иконы из этой и окрестных церквей), а монастырь – в археологический музей (кипрская керамика с эпохи Неолита до времени Римской империи). В церкви часто проводятся службы приходящими священниками.

Между склепом и монастырём находится небольшой раскоп. Вероятно, это была часть некрополя Саламина, но точных данных пока что нет, и археологические работы там продолжаются.

В День Святого Варнавы, 11 июня, в церкви проводится специальная служба.
 

Достопримечательности поблизости: руины древнего города Энгоми, королевские гробницы, руины древнего города Саламина
 

 

Полезная информация о монастыре Святого Варнавы с археологическим музеем в городе Фамагуста

Местоположение:

В километре к северу от пригорода Фамагусты городка Энгоми
 

Как добраться:

На такси из Фамагусты или других окрестных городов
 

Адрес:

Salamis-Famagusta Road, Famagusta (Gazimagusa), Cyprus
Северный Кипр, Фамагуста (Газимагуса), трасса Salamis-Famagusta
 

Название на турецком:

Apostolo Varnava Manastiri
 

Название на английском:

Saint Barnabas Monastery and Icon Museum
 

Время работы:

Понедельник – суббота с 9:00 до 17:00
 

Телефон:

нет
 

Сайт:

нет
 

E-mail:

нет
 

Координаты:

35.174811,33.880369 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение монастыря Святого Варнавы)
GPS: 35°10′29.32″N, 33°52′49.33″E
 

Цена входного билета:

Добровольное пожертвование
 

Отзывы:

При монастыре и музее бесплатно работает гид.
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Погода на Кипре
Собор Святого Николая в Фамагусте
Гробница и музей Канбулата в Фамагусте