>

Ареопаг / Афины

Ареопагус, АфиныАреопагом в Древних Афинах называли как холм, так и влиятельный совет, который собирался на его вершине. Холм Ареопаг, достигающий в высоту 115 метров, расположен между тремя другими холмами – Акрополем, Пниксом и Агора Колоном. Совет Ареопага на протяжении всей истории ослабевал с усилением демократии и усиливался с её ослаблением во время войн.
 

Что означает слово Ареопаг?

По поводу происхождения и значения первой части слова «Ареопаг» существует две версии. Согласно первой он был назван в честь Ареса, греческого бога войны, которого Олимпийские боги судили на этом холме за убийство Алирротия (Αλιρρόθιος), сына Посейдона. В римской мифологии богом войны был Марс, поэтому в Римский период (146 до н. э. — 330 н. э.) Ареопаг называли «холм Марса». Вторая составляющая слова «Ареопаг» не вызывает споров – это «πάγος» («пагос»), что значит «большой камень».
 

Вход на Ареопаг
Ареопаг окружён забором, в котором есть несколько ворот

 
Дорога Ареопага
Дорога между Ареопагом и агорой, по которой можно пройти ко входу на Акрополь

 
Согласно второй теории «Ареопаг» означает холм «воинственных Эриний» (Αρές Ερινύες) или, в соответствии с римской мифологией, «холм Фурий». Считалось, что именно здесь эти хтонические (подземные) богини возмездия чинили суд над убийцами. Если эта теория верна, то Ареопагу было дано очень подходящее название, поскольку именно здесь в Древней Греции судили за убийства. Кроме того, у подножья Ареопага, в северо-восточном склоне, находилась пещера, в которой находилось святилище эриний. Путешественник второго века Павсаний писал, что первым подсудимым на Ареопаге был Орест, которого богини судили за убийство своей матери Клитемнестры. Он был оправдан, но часть эриний (фурий) продолжила его преследовать. Также Павсаний писал, что во время его пребывания в Афинах на холме стоял алтарь Афины Ареи (воинственной Афины).
 
Подножье Ареопага
Подножье Ареопага

 

Совет Ареопага

На вершине Ареопага, там, куда ведёт выдолбленная в камне лестница, можно увидеть следы каменных скамеек, окружающих небольшую площадь с трёх сторон. В древности здесь также лежали два белых камня, на которых стояли обвиняемый и его обвинитель. Они назывались, соответственно, «камень бесстыдства» (Ύβρεως) и «камень достоинства» (Αναιδείας). Ареопаг собирался, как писал Аристотель, «в священном месте под открытым небом» («ἐν ἱερῷ καὶ ὑπαίθριοι»).
 

Камни Ареопага
Подножье Ареопага

 
Что означает слово Ареопаг
Подножье Ареопага

 
По названию холма имя получил и совет, который здесь собирался с мифологических доисторических времён. Плутарх, по доступным ему письменным источникам, заключал, что совет Ареопага был основан Солоном в VI веке до н.э., при этом он же приводил закон, предположительно написанный Солоном, в котором упоминались люди, приговорённые этим советом ещё до его правления. Совет Ареопага сохранил своё имя даже когда его собрания были перенесены в Королевскую стоа (стоа Басилевса) на агоре. Считается, что иногда собрания происходили и на Акрополе.
 
Северный склон Ареопага
Северный склон Ареопага

 
В состав Ареопага входили бывшие архонты, чьё поведение на службе не вызывало нареканий. Прежде, чем стать архонтом, каждый из них проходил процедуру докимасии (δοκιμασία) – тщательного изучения принятых решений, проводимую тесмотетами (шестью из девяти архонтов). А прежде, чем стать пожизненным членом Ареопага (ареопагитом), каждый архонт проходил эфтину (εὔθυνα), проводившуюся «народным судом».
 
Ареопаг в Афинах
Северный склон Ареопага

 
Холм Ареопаг
Северный склон Ареопага (вид сверху)

 
Первоначально совет Ареопага был наделён практически такими же функциям, как и совет старейшин, и подчинялся непосредственно первому архонту. Во времена полумифического архонта Дракона (VII в. до н.э.) в состав народного собрания (организации, принимавшей решения в интересах всех афинян) из 401 человека, кроме самих архонтов (3 – 9 человек), стратегов (9) и пританов (50), обязательно входил Ареопаг. Совет оказывал большое влияние на формирование аристократии и в начале VI века до н.э. сам ежегодно назначал всех архонтов, выбирая, таким образом, своих будущих членов и становясь элитарной организацией. Аристотель писал, что во власти совета Ареопага было назначение чиновников на все посты, он занимался административной работой и мог выносить наказания по всем судебным делам. Этот философ упоминал, что сам тиран Писистрат во время своего правления вызывался на суд Ареопага по обвинению в убийстве (его обвинитель не явился и Писистрата оправдали).
 
Холм Ареопаг в Афинах
Ареопаг с пропилей Акрополя

 
В результате реформ Солона, ставшего главным архонтом в 594 году до н.э., власть Ареопага была сильно ограничена и у совета осталось лишь решающее право голоса по делам, связанным с заговором против государства. Архонтов также избирал Ареопаг, но в случае Солона, на фоне войн и внутренних конфликтов решение было принято, вероятно, народным собранием. После реформы каждая фила (округ) должна была выдвинуть по десять кандидатов, из которых случайным образом выбиралось девять архонтов. Так совет стал более демократическим.
 
Вершина Ареопага, Areopagus
На вершине холма

 
Во время вторжения персидской армии в Афины в 480 году до н.э. совет Ареопага руководил и оплачивал организацию эвакуации афинян на остров Саламин и на Пелопоннес, что значительно подняло его престиж, упавший со времён реформы Солона.
 
Фотография Ареопага
Вершина Ареопага

 
Следующую крупную реформу совета Ареопага, отнявшую у него ещё часть полномочий, провёл архонт Эфиальт в 462 году до н.э. (за это он, вероятно, и был убит). Во времена Перикла (середина V века до н.э.) Ареопаг занимался, в основном, только разбором криминальных дел. В дальнейшем большая часть его судебных функций перешла буле (государственному совету), экклесии (народному собранию) и народному суду закона, оставив ему власть лишь в делах об убийствах. При этом Ареопаг оставался крайне уважаемой организацией, чьи приговоры повсеместно признавали справедливыми и не оспаривали. Его восхваляли в своих речах Ликург, Эсхин и Демосфен.
 
Ареопаг в Древней Греции
Стоа Аттала в вершины Ареопага

 
Ареопаг, Греция
Вершина Ареопага

 
При Демосфене (середина IV века до н.э.) Ареопаг вернул часть своих полномочий и получил право отменять выборы некоторых чиновников. В 404 году до н.э., когда власть в Афинах захватили «тридцать тиранов», демократия была упразднена, а древние законы восстановлены. Ареопаг вернул себе всё утерянное влияние и функции. После возвращения демократии совет стал хранителем новой конституции и её законов. Во время персидского вторжения после разгрома афинян в сражении при Херонее в 338 году до н.э. Ареопаг многое сделал для того, чтобы сохранить город во время кризиса. Ликург даже назвал его «главным спасителем Афин». В Римский период (146 до н. э. — 330 н. э.) совет занимался случаями фальшивомонетничества, следил за корректностью стандартов измерения, надзирал за зданиями, занимался вопросами религии и образования.
 
Акрополь с Ареопага
Вид на Акрополь с Ареопага

 
Именно суд Ареопага в 399 году до н.э. приговорил Сократа к смертной казни за богохульство и развращение молодёжи. Перед советом также представала знаменитая гетера Фрина (IV в. до н.э.), обвинявшаяся, вероятно, также в богохульстве. По одной из версий, когда её защитник, оратор Гиперид, увидел, что судьи склоняются не в её пользу, он сдёрнул с неё тогу, и совет не решился вынести обвинительный приговор «жрице Афродиты», к которой боги были настолько благосклонны, что одарили её прекраснейшим телом.
 
Фрина перед Ареопагом
Фрина перед Ареопагом, картина Жана-Леона Жерома

 

Суд Ареопага в IV веке до н.э.

Как писал Демосфен, перед судом Ареопага в определённые дни определёнными людьми (кем и когда конкретно он не уточнял) приносились в жертву кабан, баран и бык. Обвиняемый, стоя над внутренностями этих жертвенных животных, должен был принести клятву, «призывавшую кары на него самого, его родню и его семью». Демосфен добавлял, что человек, даже давший такую невероятную клятву, не освобождался от обвинений автоматически, и, если впоследствии доказывалось, что он лгал, то позор клятвопреступления ложился не только на него самого, но и на его детей и родственников. Если обвинение было доказано, то обвинитель не мог выбирать меру наказания, а вместо него это делал совет. В случае убийства человека его могли немедленно отдать палачу. Во время суда каждая из сторон произносила одну или более речей, при этом считалось, что ареопагиты, благодаря своему опыту в качестве архонтов, менее подвержены влиянию ораторского искусства, нежели другие судьи, и больше опираются на свои знания и результаты следствия.
 

Древний дом, Греция
Контур дома с колодцем на вершине Ареопага

 
По свидетельствам Аристотеля, в IV веке до н.э. на Ареопаге судили по поводу наиболее серьёзных преступлений – предумышленных убийств, нанесений телесных повреждений, отравлений и поджогов. Дела о непредумышленных убийствах, заговорах с целью убийства, убийствах рабов и иностранцев рассматривались в суде Паллады (см. №15 на карте окрестностей реки Илиссос), находившемся к востоку от Акрополя. Другие типы убийств, например, случаи, когда обвиняемый заявлял, что оно было правомерным, или когда убийство произошло из самообороны либо из-за изнасилования, или когда афинянин убивал афинянина на войне или во время атлетических состязаний, рассматривались Дельфийским судом (№10 на той же карте), стоявшим южнее храма Зевса Олимпийского.
 
Дома на Ареопаге
Следы жилища и водостока справа

 
Кроме серьёзных преступлений, суд Ареопага рассматривал и дела, связанные с кощунством и богохульством. Например, известен случай, когда оказалось, что женщина, бывшая жрицей во время праздника, проводившегося в честь бога Диониса, не была афинянкой. Также в ведении Ареопага находились священные оливы всей Аттики, и если становилось известно, что кто-то срубил оливу, ему приходилось представать перед судом. Если обвинение было доказано, то человека приговаривали к смерти, хотя, уже в начале IV века до н.э. и во времена Аристотеля приговорённого обычно просто изгоняли и конфисковывали всё его имущество.
 
Срубленный склон Ареопага
Срубленный склон

 
ВЫрубленный в скале дом
Следы жилища

 

Древняя история холма

В Микенский и Геометрический периоды (1600 – 700 до н.э.) северный и западный склоны холма Ареопаг служили кладбищем, на котором были как сводчатые гробницы, так и простые погребальные камеры. Вероятно, это было самое древнее кладбище Афин. С VI века до н.э. на холме стали селиться люди, и он стал частью дема Мелит (Δήμος Μελίτης; №13 на карте Западных холмов). До сих пор вырубки в каменной поверхности свидетельствуют о наличии здесь дорог, колодцев, водостоков, резервуаров для воды и зданий. Подняться на холм можно было по лестницам, также вырубленным прямо в камне.
 

Раскопки гробниц, Греция
Дёрпфельд на раскопках гробниц вблизи Ареопага

 
В IV – VI веке (поздний Римский или ранний Византийский период) на месте домов Эллинистической эпохи на северном склоне было построено четыре роскошных здания, бывших, вероятно, школами философии софистов.
 
Холм Ареопаг, пещера
Пещера на вершине Ареопага

 

Ареопаг в христианскую эпоху

Ареопаг связан с распространением христианства в Афинах. Группа эпикуров и стоиков около середины I века призвала Апостола Павла на Ареопаг, чтобы ознакомиться с его учением об Иисусе и воскрешении. Поскольку слово «Ареопаг» относится как к холму, так и к совету, неясно, был ли Павел вызван на суд для оценки его религиозных суждений, или же он просто проповедовал на холме. Более вероятно, что он стоял перед судом на вершине холма, поскольку Апостол был презираемым в Древних Афинах человеком, и ему бы не позволили разговаривать с народом в таком почитаемом месте. Тем не менее, считается, что именно здесь он обратил в христианство Дионисия Ареопагита, ставшего первым епископом Афин и, впоследствии, святым покровителем города. На северном склоне холма можно увидеть руины церкви, названной в его честь.
 

Базилика Дионисия Ареопагита
Руины базилики Дионисия Ареопагита

 
Базилика Дионисия Ареопагита, Акрополь
Часть руин базилики Дионисия Ареопагита

 
Церковь Дионисия Ареопагита была трёхнефной базиликой с притвором с западной стороны, центральной апсидой, диакониконом (в апсиде, которой завершался южный неф) и просфорной (в апсиде, которой завершался северный неф). Этот храм был построен в середине XVI века и был разрушен, по всей видимости, землетрясением 1601 года. Церковь и её вспомогательные помещения с северной и западной стороны были окружены двухэтажным архиепископским дворцом, построенным в период с середины XVI по конец XVII века. Во дворце были склады, кухня, столовая и два помещения с винодельными прессами.
 
Ареопаг, руины
Руины у северного склона

 
Достопримечательности поблизости: Пникс, Западные холмы, памятник Филопаппу, церковь Святых Апостолов, стоа Аттала, агора, храм Гефеста, малая церковь Преображения Господня, одеон Герода Аттика, Пропилеи, храм Ники, Акрополь
 

Афинский Ареопаг, Areopagus Hill
Ареопаг с Акрополя

 

Полезная информация об Ареопаге в Афинах

Где находится:
Западнее Акрополя
 

Как добраться:
Станция метро Thissio (Θησείο), Monastiraki (Μοναστηράκι) на линии 1 (зелёной)

Автобусы 025, 026, 027, 035, 227 или 500 до остановки Monastiraki (Μοναστηράκι)

Троллейбус 21 до остановки Palia Agora (Παλιά Αγορά)

Остановка туристического автобуса Monastiraki / Thession (красный маршрут)
 

Адрес:
Греция, Афины, улица Теориас
Theorias (Θεωρίας), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)
 

Название на греческом:
Λόφος Άρειος Πάγος
Άρειος Πάγος
 

Название на английском:
Areopagus Hill
Areopagus
 

Время работы:
Круглосуточно
 

Телефон:
нет
 

Сайт:
нет
 

E-mail:
нет
 

Координаты:
37.972322, 23.723348 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл или яндекс и увидите реальное положение Ареопага)
GPS: 37°58’20.4″N 23°43’24.1″E
 

Цена входного билета:
Бесплатно
 

Статьи на ту же тему:

Римская агора / Афины
Холм Ликавит
Площадь Синтагма
Панафинейский мраморный стадион
Эвзоны
Как добраться из аэропорта Афин в город
Погода в Афинах