Асклепион / Акрополь

АсклепионАсклепион это второе по важности святилище на южном склоне Акропольского холма после храма и теменоса Диониса. Он был основан во время Пелопонесской войны (431 – 404 гг. до н.э.) и, возможно, его появление было связано с чумой, из-за которой с 429 по 427 году Афины наполовину опустели.
 

В Афинах Асклепион был построен по инициативе некоего Телемаха из дема Ахарн (Αχαρνές) в 420/419 году. Появление нового бога, прибывшего в Афины, согласно легенде, в виде змеи, должно было быть одобрено жрецами Деметры в Элевсине. В соответствии с местными традициями, нового бога вводили в пантеон во время Элевсинских мистерий, и он должен был «оставаться» в храме Деметры до тех пор, пока ему не построят отдельное святилище в Афинах. Святилище появилось на Акрополе к западу от храма Диониса и к северу от дороги Перипат, опоясывавшей весь холм. Святилище состояло из храма с алтарём, трёх стоа и огороженного двора, в который с Перипата вела пропилея (вход с колоннами).
 

Модель Асклепиона, Афины
Модель Асклепиона

 
В восточной части комплекса святилища стояла большая двухэтажная стоа с 17 дорическими колоннами по внешнем краю, имевшая размеры 49,965 х 9,75 метра (построена в 300 году до н.э.). Эта стоа практически примыкала к склону холма, в котором было сделано углубление для бившего там родника, называвшегося «священный источник». Наличие здесь этого источника и обусловило выбор места для Асклепиона, поскольку чистая вода играла основную роль в лечении. К западному фасаду стоа примыкало квадратное помещение последней четверти V века до н.э., где стоял алтарь и была вырыта глубокая яма, которую учёные ассоциируют со священным водоёмом, игравшим роль в празднике в честь Асклепия, называвшемся «Ироа» (Ηρώα). Эта стоа была «энгоимитририоном» (εγκοιμητήριον), то есть помещением для сна, во время которого пациенты чудесным образом излечивались. К югу от этого портика стоял храм Асклепия размером 10,5 х 6 метров и алтарь размером 6 х 3,5 метра, которые были построены в V веке до н.э. Здесь стояли статуи самого Асклепия, а также его детей – Гигиеи, Панацеи, Иазо, Махаона, Подалирия и Акесо. Основания этих зданий, которые видны сейчас, относятся к Римскому периоду (146 г. до н.э – 330 г. н.э.). К югу, вдоль границы святилища стояла ещё одна маленькая стоа, также построена в Римский период.
 
Архитектурный пояс
Архитектурный пояс и балка храма или стоа Асклепия

 
В западной части Асклепиона Телемаха находилась одноэтажная ионическая стоа размером 27,7 х 13,4 метра, называвшаяся «катагойя» (καταγώγια). Возможно, что это здание было первым святилищем Асклепия, построенным до основанного храма. Оно было разделено на четыре помещения с мозаичными полами, от которых мало что сохранилось до нашего времени. По периметру этой стоа стояли кушетки, на которых принимали пищу сами врачи или пациенты (то есть, возможно, они здесь жили).
 
Асклепион, Афины
Вид с Акрополя на руины храма, алтаря, дорической стоа, римской стоа, пропилеи

 
Асклепион, Asclepieion
Вид с Акрополя на руины ионической стоа, храма Фемиды, на два византийских резервуара и дорогу Перипат

 
Поскольку Асклепий был богом медицины, Асклепион функционировал в качестве больницы или, скорее, санатория. Люди приходили в это святилище с верой в то, что небесные силы способны излечить даже самые страшные заболевания. Здесь больному давали специальные травы, после которых он засыпал и во сне должен был видеть или способ своего излечения или должен был проснуться уже здоровым (процедура называлась «инкубация»). Во многих случаях в Асклепионе больных дополнительно лизали священные животные – неядовитые змеи и собаки. На самом деле, в этом храме работали люди с медицинскими знаниями, которые лечили травами и проводили операции под опиумным наркозом. Присутствие источника чистой воды было очень важно, поскольку всех пациентов после поступления в храм Асклепия сначала омывали, таким образом, очищая их от скверны (процедура называлась «катарсис»). Первоначальный взнос – подношение Асклепию – был обязательным. Обычно люди приносили молодых петухов или сладости. Если человек излечивался, то он благодарил бога, жертвуя ему ритуальную посуду, драгоценности, деньги и даже копии вылеченных частей тела из разных материалов. Афинский Асклепион отличается тем, что здесь сохранилось большое количество информации о такого рода подношениях и о самом святилище в целом. Жрецы ежегодно составляли списки ценных подношений и, в некоторых случаях, даже записывали их положение в храме. Сейчас они хранятся в различных музеях Греции, в том числе в Археологическом и Акропольском, а также в музеях других стран. К ценным предметам относится амфиглиф на колонне с записанной на нём датой основания святилища; плита, на которой изображены Асклепий и его дочь Гигиена, приветствуемые Телемахом, всевозможные рельефы и фигурки.
 
Храм Асклепия, Афины
Вид на восстанавливаемую стоа святилища Асклепия со стороны театра Диониса

 
В Афинах в честь Асклепия проводилось несколько больших праздников, например, Эпидаврии, Асклепии, и, возможно, Ироа. В эти праздники устраивались жертвоприношения, проходили процессии, исполняли гимны и обряды. Сами врачеватели дважды в год приносили дары своему покровителю, как от своего имени, так и от имени всех тех, кого они излечили. По всей видимости, доктора, лечившие в храмах, и народные целители не конфликтовали и не враждовали между собой, а сотрудничали. Часто люди с серьёзными заболеваниями, перепробовав обычное лечение, приходили в храм и возлагали надежды на бога.
 
Пропилея, Асклепион, достопримечательности афин
Руины пропилеи (колонного входа)

 
Святилище Асклепия в Афинах работало много столетий, однако было сильно повреждено или при осаде Афин Суллой в 86 г. до н.э. или при вторжении племени герулов в 267 году, после чего оно было немедленно восстановлено. В конце V или начале VI века, после христианизации Греции, оно было разрушено и на его руинах построена большая базилика, посвящённая Святым Анаргирам – православным целителям, или же непосредственно Иисусу-спасителю. Когда, в 1457 году Афины были оккупированы турками, базилика была заброшена и постепенно разрушилась. Святилище было обнаружено Стефано Кумануди (Στέφανο Κουμανούδη), проводившем на этом месте раскопки по поручению Греческого археологического общества в 1876 – 1877 годах. В настоящее время проводится работа по частичному восстановлению дорической стоа и храма Асклепия.

К западу от Асклепиона были обнаружены описанные во II веке путешественником Павсанием древний колодец и основание храма, относящегося, возможно, к культу Фемиды. Также этот автор упоминал существование здесь гробницы Ипполита, сына легендарного Тесея, при этом некое захоронение среднего эллинистичесого периода к западу от Асклепиона действительно было найдено. Немного ниже этого места была обнаружена невысокая стена, ограждавшая, вероятно, нимфеум (храм нимф), откуда афинские невесты черпали воду для свадебной церемонии. Также в границах этого храма был найден прямоугольный алтарь из неотшлифованных камней, относящийся к VII веку до н.э.
 

Храм Фемиды, Асклепион
Основание храма Фемиды (?)

 
Архаический колодец
Архаический колодец

 
Византийский резервуар для воды, Афины
Византийский резервуар

 

Асклепионы в Греции

Самым важным и крупным центром культа Асклепия был Асклепион в городе Эпидавр на северо-востоке Пелопоннеса, куда съезжались больные со всей Аттики. Этот храм V века до н.э. определённо сыграл роль в популяризации и распространении культа Асклепия.

Хорошо сохранился Асклепион на острове Кос. Здесь была огромная лечебница со своей школой, бассейнами и храмом.

Асклепионы устраивались и за пределами территории современной Греции, например, в Пергаме или Книде.

Асклепион в предполагаемом месте зарождения культа Асклепия, городе Трикке, пока что не обнаружен.

 

Асклепий

Асклепий, сын Аполлон и Корониды, бывший смертным героем, имевшим способности излечивать больных, известен нам ещё из поэм Гомера. То есть, вероятно, что это был настоящий человек, врач времён Троянской войны, чья личность и реальные заслуги были наложены на заимствованный в Египте культ целителя Имхотепа (Имутеса). В V веке до н.э., когда медицина начала развиваться и ей начали обучать в специальных заведениях, Асклепия стали считать божественным врачевателем и покровителем всех медиков. Вероятно, самое первое святилище, посвящённое этому новому богу, было построено в античном городе Трикке (сейчас Трикала), основанном в III тысячелетии до нашей эры в северо-восточном регионе Фессалия. Оттуда культ Асклепия распространился сначала по Пелопоннесу, а затем и по Аттике, придя в Афины из Пирея.

 

Карта святилища Асклепия в Акрополе

Схема Асклепиона
1 пропилея (вход)
2 римская стоа
3 храм Асклепия
4 алтарь Асклепия
5 яма с водой
6 дорическая стоа
7 священный источник
8 ионическая стоа
9 двор
10 архаический колодец
11 храм Фемиды
12 византийский резервуар
13 дорога Перипат
 

Асклепион на карте Акрополя
Асклепион на карте Акрополя

 
Название на греческом:
Ασκληπιείο
Ιερό του Ασκληπιού και της Υγιείας
 

Название на английском:
Asclepieion
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


 

Статьи на ту же тему:

Хорегический монумент Никия / Афины
Храм Ники
Холм Филопаппа
Площадь Омония
Церковь Пантанасса
Проездные в Афинах
Какая погода в Афинах