Хорегический памятник Лисикрата / Афины

Хорегический монумент ЛисикратаХорегический памятник Лисикрата, стоящий недалеко от входа на южный склон Акрополя, был поставлен хорегом Лисикратом, состоятельным афинянином, в честь победы его хора в состязании драм, проходившем в театре Диониса в 335/334 году до н.э. Сейчас памятник Лисикрата стоит на площади Треножников, в месте, где пересекается несколько главных туристических улиц Афин. Это единственный дошедший до наших времён хорегический памятник.
 

Описание монумента

Памятник Лисикрата – это круглая структура, стоящая на высоком квадратном известняковом постаменте 4 метра высотой и 3 метра шириной, на котором покоится основание в виде лестницы трёх ступеней, сделанное из пентелийского мрамора. Сам памятник насчитывает 6,5 метра в высоту и имеет диаметр 2,8 метра. Первоначально на его вершине на искусно вырезанном заканчивающем украшении стоял полученный Лисикратом бронзовый треножник. Это был первый из известных памятников, в колоннах фасада которого были сделаны капители Коринфского ордера. Всего в нём шесть колонн, которые, хотя и кажутся половинчатыми, на самом деле сделаны полностью. Монолитная крыша выполнена из блока голубоватого мрамора с горы Гимет. Внутри монумент полый но, поскольку невидимые части капителей колонн были оставлены незавершёнными, использование его внутреннего пространства не предполагалось.
 
Хорегический памятник Лисикрата, Choragic Monument of Lysicrates
 
Между капителями колонн монумента находится фриз с изображениями треножников. Над ним расположен архитрав с тремя полосами, на которых вырезана надпись-посвящение. Ещё выше расположен архитектурный пояс с изображением эпизодов из мифа о Дионисе – боге, чьи культовые ритуалы развились в греческий театр. В частности, здесь изображена та часть мифа, впервые записанного в гомеровском гимне Дионису, в которой пираты спасаются от гнева этого бога, превратившего их в дельфинов. Здесь Дионис изображён сидящим, гладящим пантеру, в то время как сатиры наливают ему вино, а остальные, размахивая жезлами, факелами и дубинками, загоняют пиратов в море, где они уже начинают трансформироваться.
 

Что изображено на памятнике Лисикрата
Фигуры фриза

 
Архитектурный пояс
Как фриз выглядит в действительности

 
Ширина фриза с карнизами составляет 25,7 сантиметра. Первые исследователи предполагали, что на нём были изображены некие игры, проводившиеся на острове Эгина в честь Демосфена, или же что это подвиги Геракла. Первыми правильно определили сюжет рельефа Николас Реветт и Джеймс Стюарт.
 
Коринфский капитель колонны
 
В памятнике Лисикрата канелюры колонн завершаются в форме шестнадцати листьев лотоса. Над ними сделано углубление, в котором когда-то, возможно, крепилось бронзовое кольцо. Выше него находится ряд аканфовых листьев, разделённых цветами, напоминающими лотос. На крупных завитках с пальметтами держится архитрав.
 
Как выглядел монумент Лисикрата
Зарисовка монумента Стюартом и Реветтом

 

История памятника Лисикрата

В 1658 году вблизи памятника Лисикрата был основан французский капуцинский монастырь. В 1669 году он купил этот монумент, в то время называвшийся «фонарём Демосфена». В это время прусский солдат Иоанн Георг Трансфельт, который, избежав попадания в рабство в конце 1674 года, прятался в Афинах больше года, сделал первую попытку объяснить назначение этого памятника. Он разобрал надпись на архитраве памятника, но не смог решить, был ли это «храм Демосфена» или «гимнасий Лисикрата». В 1676 году французскому археологу Жаку Спону также удалось прочитать надпись на памятнике и расшифровать его предназначение, сравнив её с похожими надписями. Надпись гласила:

«Λυσικράτης Λυσιθείδου Κικυνεύς εχορήγει
Ακαμαντίς παίδων ενίκα θέων ηύλει
Λυσιάδας Αθηναίος εδίδασκε Ευαίνετος ήρχε»

«Лисикрат [сын] Лиситида хорег [дема] Кикиней
[из филы] Акамантидов выиграл [соревнования хора] мальчиков Теон [был] флейтистом
Лисиад афинский обучал [хор] Эвенет [был] архонтом»

 

Надпись на памятнике Лисикрата
Надпись и фриз с треножниками

 
В конце концов, Стюарт и Реветт в первом томе «Афинских древностей» («Antiquities of Athens»), который вышел в 1762 году, подтвердили корректность результатов, полученных Споном. Они сделали описание памятника и снабдили его подробными рисунками.
 
Памятник Лисикрата, 1762
Памятник Лисикрата, встроенный в стену капуцинского монастыря, 1762 год

 
Во второй половине XVIII и в начале XIX веков Афины посетило множество путешественников из Западной Европы, которые останавливались в Капуцинском монастыре и видели этот «фонарь», служивший в то время книгохранилищем. В 1821 году во время начала Войны за независимость турецкие войска под началом Омера Вриони случайно устроили пожар в монастыре, который повредил и памятник Лисикрата. После этого его никто не охранял, и его разрушение продолжили случайные прохожие. В 1829 году монахи пытались продать памятник заезжим англичанам, но он оказался в таком плохом состоянии, что его нельзя было перевозить. Лорд Элгин, купивший одну из кариатид Эрехтейона, безуспешно торговался за этот монумент, ставший к тому времени символом греческого возрождения. Памятник Лисикрата оставался в таком состоянии до 1867 года, когда министр, представлявший Францию в Афинах Артюр де Гобино, действовавший по поручению своего правительства, в чьих руках оказалась земля бывшего монастыря, нанял для его восстановления архитектора Франсуа Буланже. Реставрация длилась с 1876 по 1887 годы и включала археологические работы по всей округе, нацеленные на поиск пропавших частей.
 
Монумент Лисикрата, 1873
Зарисовка монумента, 1873 год

 

Греческий хор и хореги

Хорег это богатый афинянин, который брал на себя все расходы по подготовке хора для одного состязания во время Великих Дионисий. Подробнее…

Греческий хор (χορός) это гомогенная группа исполнителей в драмах Греции Классического периода (V – IV вв. до н.э.).

В спектаклях древнегреческих театров всегда участвовал хор, который помогал зрителям понимать, что происходит на сцене. Он не только комментировал игру актёров, но и иногда демонстрировал зрителям, как они должны на неё реагировать. Хор обычно сообщал ту информацию, которую главные действующие лица не могли сказать, например, их скрытые страхи и секреты. Также хор часто подсказывал им то, что им стоит сделать в той или иной трудной ситуации.
 

Улица Лисикрата, Афины, Lysicrates street
Вид на памятник от арки Адриана

 
Аристотель в трактате «Поэтика» (335 г. до н.э.) писал: «Хор следует рассматривать в качестве одного из актёров; он должен быть неотъемлемой частью целого и участвовать в действии так, как это было у Еврипида, а не у Софокла». Здесь он ссылается на то, что в драмах Софокла реплики хора были релевантны основному действию, тогда как у Еврипида хор зачастую просто стоял или говорил что-то, не относящееся к текущей ситуации.
 
Памятник Лисикрату и Акрополь
Вид на памятник и Акрополь с улицы Лисикрата

 
На сцене хор представлял «народ» конкретной истории и был обычно того же пола, что и главный герой. В «Агамемноне» Эсхила хор состоял их пожилых мужчин, в «Вакханках» Еврипида участвовала группа женщин, в «Электре» Софокла хор состоял из женщин города Аргоса.
 
Площадь Лисикрата, Lysicrates square
Здесь начинается торговая улица

 
Первоначально хор состоял из пятидесяти человек, однако в более поздних драмах количество сократилось до 12 – 15, при этом актёров было от одного до трёх, и каждый из них играл по несколько ролей. В хорах комедий участвовало 24 человека. Хор, стоявший не на сцене, а в орхестре, пел, танцевал, рассказывал в унисон и играл. Поскольку греческие театры были большими, ему приходилось говорить и петь очень чётко и громко, чтобы его могли услышать с самых дальних рядов. Руководителя хора называли «корифей». Поскольку в театрах не было занавеса, о начале действа сигнализировал выход хора, а о завершении, соответственно, его уход.

Значимость хора начала снижаться в V веке до н.э., когда он стал отделяться от драматического действия.
 

Памятник Лисикрату, треножники
Памятник вблизи

 

Треножники в Греции

Треножники как наиболее устойчивые предметы в условиях неровного пола были найдены повсеместно в странах Античного мира. В Древней Греции жертвенный треножник использовался для жертвоприношений и других ритуальных действий и часто ассоциировался с культом Аполлона и Дельфийским оракулом.
 

Благодарственная стела
По сторонам от памятника стоял две маленькие стелы с благодарностью французскому правительству

 
Наиболее известным треножником Греции был дельфийский треножник, на котором сидела пифия (жрица-предсказательница). Также хорошо известен был платейский треножник, чаша которого была отлита из десятой части золота, захваченного греками у персов в битве при Платеях. Чаша держалась на трёх «ногах», выполненных в виде змей (или одной змеи с тремя телами). Золотая чаша была утеряна, тогда как бронзовое основание было захвачено императором Константином и увезено в Константинополь в 324 году (в современном Стамбуле оно стоит на ипподроме).
 
Уровень улицы до нашей эры
Коричневая область — фактическая улица Треножников в IV веке до н.э. Блоки справа — руины других хорегических памятников. Блоки слева (невидимы здесь) — руины стоа

 
Гомер часто упоминал треножники в качестве призов в атлетических состязаниях; их также использовали в качестве даров богам. Во время ежегодных Великих Дионисий треножник и корона также вручались хорегу победившего хора. Первые хореги посвящали свои призы какому-либо божеству. С V века до н.э. стало обычным ставить выигранный треножник на мраморный пьедестал, установленный на улице, позже получившей название «улица Треножников» (Οδού Τριπόδων). Эта улица начиналась у Элевсиниона (здания конца VII в. до н.э., построенного Солоном) на старой агоре, далее на расстоянии примерно 800 метров с севера она огибала Акропольский холм, и завершалась у одеона Перикла. Эта улица была одним из главных променадов Афин и часть её до сих пор сохранила своё название – «Tripodon». Вдоль этой улицы в 1980-е годы было обнаружено ещё несколько оснований хорегических монументов.
 
Улица Треножников, Афины
Улица Треножников выделена зелёным

 
Пританей и окрестности памятника Лисикрата
Окрестности монумента Лисикрата с обозначением вероятного положения Пританея. Здесь же обозначено место «фонаря Диогена», который часто путают с «фонарём Демосфена» — памятником Лисикрата

 
Достопримечательности поблизости: Акрополь, одеон Перикла, театр Диониса, церковь Святой Екатерины с римской колоннадой, арка Адриана, храм Зевса Олимпийского, район Плака, Национальный парк, Заппейон, район Анафиотика

 

Полезная информация о хорегическом памятнике Лисикрата в Афинах

Где находится:
Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем
 

Как добраться:
Станция метро Akropoli (Ακρόπολη) на линии 2 (красной).

Остановка трамвая Zappeio (Ζάππειο) на линии Т4 (красной) или Т5 (зелёной).

Автобус 209 до остановки Metz (Μετς)
Автобусы 040, 227, 230, 790, 856, А3, В2 до остановки Makrygianni (Μακρυγιάννη)

Троллейбусы 1, 5, 15 до остановки Makrygianni (Μακρυγιάννη)
Троллейбусы 2, 4, 10, 11 до остановки Metz (Μετς)

Остановка туристического автобуса Melina Merkouri / Plaka (красный маршрут)
 

Адрес:
Греция, Афины, район Плака, площадь Лисикрата
Pl. Lysikratous (Πλατεία Λυσικράτη), Plaka (Πλάκα), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)
 

Название на греческом:
Μνημείο του Λυσικράτη
 

Название на английском:
Choragic Monument of Lysicrates
 

Время работы:
Круглосуточно
 

Телефон:
нет
 

Сайт:
нет
 

E-mail:
нет
 

Координаты:
37.971078, 23.729961 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл или яндекс и увидите реальное положение памятника Лисикрата)
GPS: 37°58’15.9″N 23°43’47.9″E
 

Цена входного билета:
Бесплатно
 

Статьи на ту же тему:

Башня Ветров
Школа Аристотеля / Афины
Источник Каллирои / Афины
Эвзоны
Статуя Афины Промахос
Как добраться из аэропорта Афин в город