Алтарь Мира / Рим

Алтарь мира – это жертвенник, окружённый прекрасно украшенной каменной  стеной, орнаменты которой имеют глубокий смысл. Алтарь Мира также можно назвать «алтарём богини Пакс», поскольку Пакс в римской мифологии была богиней мира в обоих смыслах этого слова.
 

Содержание

Архитектура
Алтарь
Рельеф в нижней части внешнего фасада
Рельеф в верхней части на правой длинной стене
Рельеф в верхней части на левой длинной стене
Рельефы на коротких сторонах
Эней приносит жертву Пенатам
Марс с Ромулом и Ремом
Италия
Рома
Рельефы в верхней части на внутренних фасадах
История обнаружения алтаря Мира
Полезная информация: время работы, стоимость входного билета, карта
 
В «Деяниях божественного Августа» написано следующее: «По моему возвращению в Рим из Испании и Галлии, после успешного восстановления закона и порядка в этих провинциях, Сенат постановил во время консульства Тиберия Августа и Публия Квинтилия (13 г. до н.э.) в честь моего возвращения поставить алтарь Мира Августа на Марсовом поле, на котором политики, жрецы и весталки должны ежегодно приносить жертву». Строительство было завершено в 9 году до н.э.. Как и в случае многих других древнеримских зданий, имена архитекторов и скульпторов, строивших алтарь, не были нигде записаны и были забыты.
 

алтарь мира, здание, музей, Рим
Здание музея, в котором теперь стоит алтарь

 
Алтарь Мира Августа был построен на улице Фламиния, по которой Октавиан Август въезжал в Рим после похода. Богиня мира Пакс Августа имела такой же титул, как и император, т.е. augustus – «священный» или «великий», таким образом, её полное имя можно перевести как «великая богиня Мира». Идентичные титулы также символизировали близость Пакс и Октавиана Августа, и его способность восстановить мир в стране.
 
Алтарь Мира Августа
Алтарь Мира в разрезе

 

Архитектура

Алтарь Мира состоит из жертвенника, со всех сторон окружённого стеной, то есть выглядит как античное святилище с теменосом размером 11 х 10 метров. Здесь, однако, в отличие от более древних греческих храмов, был не один вход, а два – в восточном и западном фасадах. Они слегка сужаются в верхней части и обрамлены наличниками с наружной стороны. Судя по дошедшим до нас монетам с изображением этих ворот, у них были двойные двери. Материалом для большей части здания служил каррарский мрамор, который был обнаружен незадолго до начала строительства.
 

лесбийский киматий, плетение, украшение, архитектура, древнеримское, алтарь Мира, античность
Основание алтаря с лесбийским киматием (сверху) и плетением (снизу)

 
фундамент, древнеримский, алтарь, Рим
Основание и фундамент на короткой стороне ниже рельефа с Марсом

 
Главный вход в алтарь Мира находился на стороне Марсова поля, с которого внутрь вела лестница из девяти ступеней (половина сохранилась). Второй вход был со стороны улицы Фламиния. Отсюда внутрь алтаря можно было пройти напрямую, поскольку он стоял на склоне и поэтому уровень улицы был выше уровня поля. Из-за этого же фундамент алтаря имеет мраморную отделку только с трёх сторон. На фундаменте лежат плиты пола, в которых сделаны отверстия для того, чтобы отводить кровь жертвенных животных и дождевую воду, поскольку алтарь Мира не имеет крыши, что было крайне необычно для своего времени.
 
меандр, меандрова лента, рельеф, фриз, алтарь Мира
Меандр на короткой стороне

 
лесбийский киматий, рельеф, Рим, алтарь Мира
Оригинальная часть основания стен с лесбийскм киматием (сразу под плитами с завитками)

 
водосток, алтарь, алтарь Мира, без крыши, деталь, Древний Рим
Оригинальный водосток в фундаменте

 
На плитах пола находится основание стен в аттическо-ионическом стиле, украшенное рисунком в виде плетения и лесбийским киматием. Орнаментальный пояс в центре стены делит её на две зоны. С внешней стороны он украшен меандровой лентой, символизирующей течение жизни, а с внутренней – пальмовыми листами, чередующимися с бутонами лотоса (лучше всего пояс сохранился справа от входа и в центре правой длинной стены). В нижней части внешней стороны алтаря сделан очень сложный рисунок с завитками, тогда как с внутренней стороны он декорирован лишь вертикальными «планками». Вероятно, античный мастер

Древнеримская монета, алтарь Мира
Монета, на которой алтарь изображён с акротериями

хотел создать имитацию деревянного забора, окружавшего святилище во времена его основания. В верхней части с внутренней стороны сделаны каменные гирлянды, висящие между черепами быков, а с внешней стороны сделан очень интересный орнамент с изображением людей в натуральный рост: четыре не связанные между собой сцены на коротких фасадах и процессия на длинных.

Карниз стен святилища не был обнаружен. Кроме того, были найдены только фрагменты капителей коринфских пилястр (на стороне рельефа с Италией и на внутренней капители справа от главного входа). Все накладные сегменты, такие, как фриз с тремя поясами, гладкий фриз и профиль карниза не являются оригинальными. Верхние профили определённо выдавались вперёд для создания баланса с пьедесталом. На углах должны были стоять акротерии (скульптурные украшения). Гладкий фриз был разукрашен.
 

алтарь мира, деталь, Рим
Левый угол и его украшение

 
угол, алтарь Мира, рельеф, Рим, античность
Правый угол возле рельефа с Марсом

 
дверь, проём, алтарь Мира Августа, деталь, древнеримской искусство, античный алтарь
Дверной проём

 

Алтарь

Алтарь для жертвоприношений стоит на пьедестале из туфа с четырьмя высокими мраморными ступенями по всему периметру. Неизвестно, какой высоты было всё строение, но современная реконструкция должна быть довольно точной. Внутри алтаря, со стороны главного входа, находится ещё одна лестница из четырёх ступеней, ведущая непосредственно к месту жертвоприношения. Во время реконструкции фриз, установленный на пьедестале, был оставлен неотшлифованным, чтобы показать, что когда-то здесь был рельеф. От этого рельефа сохранились лишь незначительные детали (вероятно, персонификации провинций и варваров), которые не были использованы во время реставрации. Для демонстрации последовательности расположения орнаментов были восстановлены лишь выступающие профили, окаймлявшие фриз сверху и снизу: переплетение, витой орнамент и лесбийский киматий снизу, астрагал, ионики с остриями и узкие гребни сверху.
 

Алтарь Мира, главный вход, Рим, достопримечательность
Главный вход

 
алтарь Мира, лестница, ступени
Лестница. Отчётливо видны оригинальные и восстановленные ступени

 
рельеф, пьедестал, алтарь Мира, Рим
Детали рельефа пьедестала

 
пьедестал, алтарь Мира, неотшлифованный
Неотшлифованный пьедестал

 
Алтарь Мира, алтарь, Рим, Древний Рим
Пьедестал справа

 
Сам алтарь находится на протезисе – «подставке», на которой стояли те, кто совершал жертвоприношение. Его ширина ограничена двумя орнаментальными плитами (правая собрана из осколков, а левая сохранилась полностью). Узкий фриз на целой плите сохранился целиком только с внешней стороны и наполовину с внутренней. Справа и слева от фризов вырезаны грифоны с крестовидными крыльями, приоткрытыми пастями и козлиными рогами (сохранился только один рог у дальнего грифона слева). Для того чтобы этот рельеф выглядел завершённым с обеих сторон, у грифонов сделано по два хвоста (распространённый приём в восточном искусстве). Под грифонами можно различить листья аканта, которые дают возможность полагать, что алтарь был украшен завитками, как и наружные стены. Над грифонами и малыми фризами на обеих плитах сделаны орнаменты в форме лежащей латинской буквы S также с листьями аканта и завитками. В отличие от наружных стен святилища, где рельеф служит только украшением, эти горельефы более глубокие, и являются частью скульптурной композиции наряду с грифонами.
 
правая плита, алтарь мира, Рим, алтарь мира Августа
Правая плита, собранная из осколков

 
грифон, алтарь Мира, Рим, алтарь Мира Августа
Грифон

 
алтарь Мира, грифон, украшение, деталь, алтарь мира августа
Грифон

 

Малая процессия на алтаре

На плитах и по верхнему краю алтаря по всему его периметру находится узкий архитектурный пояс (левая сторона сохранилась хорошо, а правая только частично). На внутренней стороне можно увидеть фигуры шести весталок со склонёнными головами. С каждой стороны их сопровождает по ликтору, несущему посох (аппариторы). Некоторые весталки несут предметы для совершения жертвоприношения; две из них подростки. Головы у многих фигур были повреждены ещё в античности и впоследствии заменены на копии. На внешней поверхности боковых плит алтаря изображена процессия, которую возглавляет молодой служитель при жертвоприношении (камиллус), жрец в тоге и два ликтора. Здесь представлена хорошо изученная церемониальная тема – процессия из жертвенных животных. Первой идёт овца, которая, вероятно, должна была быть принесённой в жертву Янусу, тесно связанному с Пакс (алтарь Мира был освящён в конце его месяца). Следующими в процессии идут две коровы уже для самой богини Пакс. За животными присматривает несколько юношей в коротких туниках. Двое из них несут плоские жертвенные дощечки, а ещё один – веточку лавра для разбрызгивания святой воды. Самый последний юноша смотрит назад, туда, где должна была быть процессия, не сохранившаяся до наших дней.
 

процессия, алтарь Мира, орнаментальная плита
Малая процессия

 
весталки, алтарь Мира, орнамент, рельеф, Рим
Весталки

 
Здесь, в отличие от внешних стен святилища, изображён ежегодный ритуал, а не однократное событие.

 

Рельефы на внешних фасадах

В нижней части

Вся нижняя часть стены святилища покрыта рисунком с завитками. Оригинальный рельеф лучше всего сохранился под плитами с Энеем и Италией и на левой длинной стене. Рельеф создан по единой схеме: ровно посередине длинных и коротких стен находятся чашечки из крупных листьев аканта (медвежьей лапы). Из-за них тянутся все остальные растения, образуя великолепный рисунок, несравнимый ни с одним аналогичным фризом античности. Среди завитков можно увидеть двух ящериц, прячущихся под листьями, и птиц, сидящих на стеблях. Из центра чашечек вверх вытянуты тонкие «пестики». На вершине каждого незавивающегося отростка стоит по лебедю с расправленными крыльями. Птицы выглядят невесомыми, как цветы, и их изогнутые шеи, повёрнутые друг к другу, напоминают завитки стеблей. В искусстве животные и растения крайне редко изображаются настолько похожими. В отличие от созданий, прячущихся в глубине зарослей, лебеди, как и завитки, создают ощущение динамического роста, и подчёркивают его направленность к свету. Они также являются священными птицами бога Аполона, которого пророчица Сивилла называла будущим царём золотого века. Аполлона связывали с родом Августа, во время правления которого эта эпоха процветания должна была наступить.
 

рисунок с завитками, алтарь Мира
Сохранившиеся части панелей длинных стен

 
рельеф, древний рим, алтарь Мира
Рельеф ниже плиты с Италией

 
растительный рельеф, алтарь Мира Августа, Рим
Растительный рельеф ниже плиты с Марсом

 
ящерица, алтарь Мира Августа, Рим, достопримечательность
Ящерица (вероятно, восстановленная)

 
Два боковых отростка, идущие из чашечки аканта на каждом рельефе, фактически, заполняют собой всё свободное пространство фриза. На длинных сторонах через каждые два завитка они дают по отводку вверх, а на коротких завершаются через пару изгибов.
 
растительный рельеф, алтарь Мира, горельеф
Нижняя часть левой стены

 
горельеф, алтарь Мира, северная стена, растительный мотив
Горельеф на левой (северной) стене

 
Скульптор, создавший этот выдающийся узор, черпал вдохновение в архитектуре Пергамского царства. Тем не менее, его рисунок наиболее приближен к природе – нигде в эллинистическом искусстве нельзя найти соседство завитков аканта, листьев плюща, виноградной лозы и лавра. Это сочетание по праву может считаться творением эпохи Августа. Творческая сила его времени представлена в этом рельефе в чистой форме.
 
реставрация, горельеф, алтарь Мира, правая стена
Практически полностью восстановленный горельеф на правой стене

 
растительный горельеф, древний рим, алтарь Мира, правая стена, красивый горельеф
Растительный горельеф на правой стене

 
Фриз с завитками можно интерпретировать как символ богатства золотого века (лат. aurea aetas), главным признаком которого является изобилие зелени и произрастание культурных растений из диких без человеческого посредничества.
 
Северная стена, алтарь Мира
Северная стена

 
деталь, горельеф, алтарь Мира, Рим
Деталь горельефа ниже плиты с Италией

 
красивый горельеф, алтарь Мира, Рим, деталь, красота, деталь
Красивый горельеф на короткой стороне ниже плиты с Италией

 
деталь, горельеф, алтарь Мира, древнеримский
Деталь растительного горельефа на левой длинной стене

 
горельеф, листья, рельеф, алтарь Мира, Рим
Хорошо видно место соединения двух плит

 

В верхней части

На длинных сторонах

На длинных сторонах изображены две процессии, как бы следующие с улицы Фламиния к главному входу в алтарь. Идея параллельно идущих процессий была позаимствована во фризе Парфенона. Фигуры сделаны в двух плоскостях: наиболее важные люди изображены ближе к зрителю и вырезаны в виде горельефов, тогда как фигуры второго плана вырезаны рельефно. В некоторых местах процессии, например, поблизости от Августа и Ливии, есть также фигуры третьего плана.

 

Правая длинная стена

Процессия, алтарь Мира Августа
Правый фриз

 
Первая треть процессии сильно повреждена, поэтому человек, возглавляющий её, остаётся неизвестным. В тех местах, где рельеф сохранился хотя бы частично, можно опознать ликторов в лавровых венках. Они одеты в туники и тоги и их лица повёрнуты налево. На первом плане идущим практически в самом начале процессии, изображён пожилой мужчина с морщинистой шеей, которого невозможно идентифицировать. Фигуры ликторов являются своеобразным кордоном. В центре первой панели не случайно один из них стоит спиной к зрителям – это так называемый «ближайший ликтор» (лат. lictor proximus), который не имел права поворачиваться спиной к своему императору. На правом срезе третьей панели можно с уверенностью опознать самого Октавиана Августа в венке и тоге. Смысл его жеста ( правая рука поднята по диагонали) неизвестен – вероятно, это часть неизвестной нам церемонии. В начале процессии было, скорее всего, 12 ликторов – число, которое в 19 году до н.э. сам император утвердил «всегда и везде». Возможно, что два молодых, одетых в тоги мужчины справа и слева от Августа являлись консулами 13 года до н.э., однако тогда один из них должен был быть Тиберием – пасынком Августа. Тем не менее, ни одна из этих фигур не обладает свойственными ему холодными аристократическими чертами, поэтому идентичность этих людей остаётся открытым вопросом.
 
алтарь Мира, процессия, горельеф, верхняя часть
Правая стена

 
За императором следуют три фламина (лат. Flamines maiores) – жрецы главных римских божеств (Юпитера, Марса и Квирина). Их легко отличить по тому, что на них надеты кожаные шапочки с остроконечным верхом (галерусы),а поверх тог они носят мантии (лаэны). У жреца, ближайшего к Августу, приподнята правая рука, что можно истолковать либо как молитву к богине Мира, либо как приветствие императора. На левой руке он носит такое же кольцо, как следующая фигура, которая смотрит за его спину. Третий фламин из первого ряда фигур в правой руке держит маленький прутик, который жрецы носили с собой, идя на жертвоприношение, чтобы отгонять толпу. Все три фламина необычайно молоды, возможно потому, что их недавно назначил сам Август. Четвёртый фламин, пожилой мужчина, находится на втором уровне рельефа. Вероятно, что это был жрец обожествлённого Юлия Цезаря, которому император позволил идти вместе с главными фламинами в знак уважения к своему отцу. Это, скорее всего, Секст Аппулей, внук сводной сестры Августа.
 
процессия, алтарь мира, реставрация
Оригинально процессия была раскрашена

 
За фламинами следует молодой мужчина с покрытой головой, который несёт церемониальный топор (сакена). Недавно он был идентифицирован как фламин ликтор, сопровождающий фламина диалис. Однако фламином ликтором мог быть и следующий за ним высокий измождённый мужчина, голова которого также покрыта. Его черты похожи на черты Агриппы, который не дожил до завершения строительства алтаря. Возможно, именно поэтому лицо мужчины на втором плане повёрнуто к нему и выражает скорбь и страдание.

За тогу Агриппы держится маленький мальчик, которого ободрительно трогает за голову женщина на заднем плане. Мальчик с пухлыми щеками и спутанными локонами это варварский принц. И мать и ребёнок на голове носят диадемы-ленты – знак восточных и эллинистических суверенов. Известно, что в Риме со своими матерями жило много детей иностранных правителей, которые не были пленниками, но по доброй воле гарантировали хорошее отношение своего народа с Римом.
 

барельеф, алтарь Мира, правая стена, повреждённый рельеф, Рим, достопримечательность, деталь
Повреждённое начало процессии

 
У женщины, стоящей за мальчиком в полной достоинства позе, очень гармоничные черты лица. Кроме самого Августа, она единственная носит лавровый венок на покрытой голове. Её с довольно большой вероятностью идентифицировали как Ливию. Она, вероятно, была жрицей, королевой священного ритуала (лат. regina sacrorum). Ливия должна была быть тесно связана с обрядом, проводившимся в алтаре Мира, поскольку его освящение было назначено на день её рождения (30 января). Её сопровождает молодой человек, возможно, Тиберий. Необычно, что ни он, ни другие мужчины из второй половины процессии, не носят патрицианскую обувь (кальцеи), хотя происходят из наиболее благородных семейств Рима. Возможно, это означает, что конец процессии, в котором много женщин и детей, носил менее официальный характер.
 
процессия, алтарь мира, алтарь мира августа, рим, барельеф, древний рим
Средняя часть процессии

 
Пара за Тиберием это Друз Старший, второй сын Ливии, и его жена Антония Младшая, племянница Августа, которая идёт впереди. Маленький мальчик с буллой (амулетом) на шее, одетый в тогу, которого она ведёт за правую руку, это их двухлетний сын Германик. Её лицо повёрнуто к мужу, с которым она пытается встретиться глазами. Это единственная сцена во всей процессии, где эмоции пробиваются сквозь сдержанность.

На заднем плане между парой видна голова молодой женщины, прикладывающей палец к губам. На противоположной, левой длинной стене, на этом же месте изображена пожилая женщина, также призывающая к молчанию. В этом месте внутри начинается святилище алтаря. Женщины напоминают смотрящим о церемониальной тишине, которую следует соблюдать. В различных культах есть роль «хранителя тишины» (силентарии), которую обычно исполняли женщины.
 

процессия, барельеф, алтарь Мира, Рим, правая стена
Конец процессии на правой стене

 
За палудаментум (воинский плащ) Друза Старшего держится маленький мальчик, который, как и Германик, носит буллу (его голова была восстановлена). Ему на плечо положила руку женщина с покрытой головой, которую можно идентифицировать как Антонию Старшую, сестру жены Друза. Она была замужем за Луцием Домицием Агенобарбом, который может быть молодым мужчиной в тоге позади неё. Девочка перед ним и упомянутый мальчик – это их дети, Домиция и Домиций (его сын в будущем станет императором Нероном). Человек, идущий перед Антонией, не был идентифицирован. Также неизвестно, кем был мужчина между ней и её мужем. Возможно, что это был поэт Гораций, написавший две оды возвращению Августа домой.

В конце процессия завершалась узкой рельефной панелью, которая была утеряна. Самой последней фигурой была благородная римлянка, перед которой находилась женщина с короткими волосами (вероятно, служанка)

 

Левая длинная стена

фигуры на алтаре Августа
Левый фриз

 
Левая часть фриза алтаря Мира сильно пострадала в результате неудачной реставрации. Ни одна из горельефных голов людей на переднем плане не является аутентичной. Некоторые барельефные головы участников процессии второго плана также пострадали, из-за чего оригинальная композиция утратила свой баланс и компактность. Это особенно касается первой панели, которая до 1954 года хранилась в Ватикане.
 
левая стена, алтарь Мира, рельеф, деталь, римский рельеф
Процессия на левой стене

 
цветной рельеф, алтарь Мира, процессия
Цветная версия рельефа на левой стене

 
Во главе процессии идут два ликтора. За ними на переднем плане стоят трое мужчин, более важным из которых является средний, чья голова покрыта. Между ним и впередистоящим находится молодой человек, одетый в тогу, который держит квадратную коробку с благовониями. Человек с покрытой головой должен был быть одним из главных жрецов, хотя трудно сказать, кем именно. Между первой панелью и следующей, на которой головы были восстановлены другим современным скульптором, во время реставрации был сделан промежуток, несмотря на то, что обе плиты идеально соединяются.
 
угол, алтарь мира, достопримечательность теталь
Левый угол алтаря Мира

 
алтарь мира, левая стена, рельеф, процессия, император Август
Начало процессии

 
Между второй и третьей плитой сделан небольшой зазор из-за отсутствующей части. Вырезанный человек в тоге должен был быть выдающейся личностью, поскольку перед ним сделаны рельефы на трёх уровнях, включая молодого человека с кувшином, коробкой для благовоний и одеждой с бахромой. Его позиция более-менее соответствует позиции Агриппы на противоположном фризе. Перед ним на второй панели идёт пятеро аристократов в тогах (центральный с покрытой головой). Часть из них носит тоги на римский манер, а часть – на афинский.
 
панель, алтарь мира, рим, процессия, жертвенная процессия, алтарь
Вторая панель

 
алтарь мира, левая процессия, южная процессия, Рим, римский алтарь
Третья панель

 
разрушенный рельеф, алтарь мира, левая стена, Рим, алтарь Мира Августа
Конец процессии

 
На третьей панели стоят двое мужчин в тогах, которые, видимо, разговариваю. Позади них промежуток в процессии. Трое мужчин за ними повернули головы в сторону женщины, которая сильно закрыта (она находится на стыке третьей и четвёртой панелей). Один из трёх ведёт перед ней маленького варварского принца –мальчика с длинными вьющимися волосами, одетого в короткое платье, который напоминает мальчика возле Агриппы с противоположного фриза. На женщине тонкая прозрачная накидка, сквозь которую видны складки её наряда, из-за чего она напоминает греческие статуи второго века до н.э. Хотя её лицо не сохранилось, можно предположить, что это была Юлия, дочь императора Августа, и мать двух сыновей, которые в будущем станут Цезарями. Мальчик позади неё это, вероятно, один из них. Четвёртая панель была полностью реконструирована, поскольку оригинал хранится в парижском Лувре. И Юлия, и женщина, следующая за ней, носят бахромчатые платки, бывшие частью одежды вдов. Эта женщина, самая красивая на всём левом фризе, была, по всей видимости, Октавией Младшей, сестрой Октавиана Августа. Мужчина в тоге, сопровождающий её с маленькой девочкой, это её пасынок Юл Антоний с одной из младших дочерей Юлии. Девочка смотрит назад, на женщину в платке позади Юла, которая могла быть его женой, Марцеллой, дочерью Октавии. Мальчик в тоге, последняя из сохранившихся фигур, не был идентифицирован.

 

На коротких сторонах

В отличие от длинных, на коротких фасадах по обеим сторонам от дверей сделаны композиции, слабо связанные друг с другом.

 

Эней приносит жертву Пентатам

Эней, алтарь Мира, рельеф, цветной рельеф, Древний Рим
Цветная реставрация рельефа с Энеем

 
Этот горельеф, который относительно хорошо сохранился, располагается справа от главного входа (западный, с лестницей). В центре сюжета находится алтарь под изогнутым дубом. К нему приближается бородатый мужчина – Эней, за которым следует его молодой сын Юл-Асканий, от которого вела свой род семья Юлиев. Как видно по сохранившейся руке этой фигуры, Асканий был одет в троянскую накидку с рукавами. Он держит узловатый посох для своего деда, Анхиса, который был пастухом. Таким образом, этот сюжет связан с рельефом на противоположной стороне прохода, в котором пастух стоит возле сыновей Марса. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в левой руке Асканий держал копьё, которое было символом высшей власти. В соответствии с римскими традициями жертвоприношений, его голова покрыта. Эней одет в одну тогу без туники, что подчёркивает его связь с древним Римом (первые римские правители носили только тоги). Два мальчика, помогающие Энею во время жертвоприношения, выглядят как обычные римляне, изображённые на длинных стенах. Они одеты в турники и на головах носят лавровые венки. Часть принесённых мальчиками на блюде фруктов уже лежит на алтаре (сохранилось только яблоко). Как изображено на многих других римских рельефах, Эней здесь, по-видимому, совершал возлияние из патеры – это была традиционная бескровная предварительная жертва перед забиванием животного (здесь, свиньи). Один из мальчиков наклонился к животному, но взгляды обоих устремлены на Энея. Мальчики-помощники изображены по-разному: тот, который держит фрукт, выглядит благородным, а тот, который придерживает животное, выглядит выносливым.
 
рельеф, Эней, миф, Рим, алтарь Мира, достопрмиечательность
Рельеф с Энеем

 
Здесь изображена сцена, описанная древнегреческим историком Дионисием Галикарнасским. Животное – это белая дикая свинья Лавиниума, которую Эней увидел по прибытии в Лаций. Согласно историку, Эней принёс её в жертву богам своих предков, то есть, Пенатам, за то, что они спасли его из горящей Трои и направили в Лациум. Также он упоминает, что на самой высокой точку Лавиниума Эней простроил для Пенатов святилище, которое символически изображено на панели слева вверху. Этот маленький храм украшен лавровой гирляндой, как и сам алтарь Мира. Внутри видны две сидящие мужские фигуры – те, кому предназначается жертва.

 

Марс с Ромулом и Ремом

Марс, Ромул и Рем, рельеф, цветной рельеф, алтарь Мира Августа, Рим, реставрация
Цветная версия рельефа

 
Этот рельеф был сильно повреждён, но основные действующие лица на нём хорошо видны. Слева стоит бог Марс – повелитель Марсова поля, на котором стоял алтарь Мира Августа. Он изображён в виде бородатого воина, одетого, поверх туники, в кольчугу с изображением крылатой Горгоны. Хорошо сохранилась только его голова в шлеме, на котором виден прыгающий грифон. Марс на алтаре мира изображён потому, что, в представлении древних римлян, сохранением мира также занимался и бог войны. Также Марс здесь бог-отец Рима. Он стоит рядом с искривлённым фиговым деревом, в кроне которого когда-то была птица (сейчас от неё остались только две лапы). Справа стоит могучий мужчина, опирающийся на трость (от него сохранилась только часть руки). Он одет или в короткую накидку, или, более вероятно, в тунику. На земле между мужчинами была изображена волчица и близнецы Ромул и Рем, которые пили её молоко. Мужчина справа был, возможно, пастух Фаустул, который нашёл детей, а птица – дятел Марса, помогавший волчице кормить близнецов. В отличие от других античных изображений этой сцены, здесь Фаустул не отходит назад, удивляясь чуду, а вдумчиво наблюдает за волчицей, опираясь на посох. Марс разговаривает с пастухом и передоверяет ему своих сыновей. Можно провести параллель между Марсом-отцом и Энеем-отцом с противоположной панели – прародитель римлян рядом с прародителем рода Юлиев.
 
рельеф, бог Марс, Ромул и Рем, Рим, алтарь Мира Августа, деталь
Рельеф

 

Италия

рельеф, Италия, богиня, Рим, Италия-мать, деталь
Цветная отреставрированная версия

 
Эта панель – самая известная часть алтаря Мира. В центре – статная молодая женщина с двумя маленькими сыновьями сидит на большом камне в окружении дикой природы. На коленях у неё лежат яблоки и виноград, а в обеих руках она держит по обнажённому младенцу – один находится возле груди, а другой предлагает ей фрукт. Она сидит как королева в разломе камня, а венок из фруктов на голове, похожий на диадему, дополняет образ. По сторонам от женщины находятся обращённые к ней лицами две нимфы – та, что слева, опирается на крупного лебедя, а та, что справа – на водное чудовище. Нимфы, очевидно, принадлежат к другому миру, поскольку накидка на голове и плечах центральной женщины спокойно свисает, а одежда девушек по сторонам развивается, как паруса от ветра. Они держатся за края своих накидок, и те образуют над их головами и телами ореолы.
 
Италия, рельеф, алтарь Мира Августа, деталь
Рельеф

 
алтарь Мира, Рим, деталь, подробности, горельеф, шедевр
Снизу хорошо виден объём этого горельефа

 
Центральную фигуру окружают цветы и животные. Два путти («херувима») относятся к той же группе, что и цветы на её коленях, животные у её ног и букет из маков и початков кукурузы, растущий из её горного трона. Всё это было привнесено в этот мир ей, живёт ей и питается ей. Она мать не только человеческих детей, но также цветов и животных, сверхчеловек.
 
алтарь Мира, Рим, описание, достопримечательность
Рельеф с Италией и растительный рельеф под ним

 
После обнаружения этой рельефной панели в XVI веке стали считать, что на ней изображены три элемента – земля, вода и воздух. После того, как её связали с алтарём Мира, центральную женщину стали идентифицировать как богиню-землю (Теллус), а девушек – как Аврор, богинь бодрящего утреннего ветра (левая – ветер с пресных рек, правая – с солёных морей). Если сравнивать этот рельеф с аналогичными древнегреческими, то можно прийти к заключению, что это не столько богиня земли, но и персонифицированный образ страны, Италии. Рельеф прекрасно отражает её сущность – плодородная, мягкая, гористая, окружённая морем и пронизанная реками.

 

Рома

богиня Рома, рельеф, Рим, древнеримский рельеф, алтарь Мира Августа
Цветная реставрация

 
Этот рельеф сохранился хуже остальных. Интерпретировать и частично восстановить его стало возможным благодаря повторяемости сюжетов в античном искусстве. Здесь изображена богиня Рома в одежде амазонки, сидящая на куче оружия. Слева от неё, вероятно, находился кудрявый молодой мужчина, держащий рог изобилия. Если провести аналогию с рельефами, найденными во дворе Канчеллерия, и хранящимися сейчас в Ватиканских музеях, а также с другими подобными сюжетами, то можно прийти к заключению, что этот человек был олицетворением бога-покровителя римлян (лат. Genius populi Romani). Кроме того на этой же панели должен был быть изображён и бог-покровитель Сената (лат. Genius Senatus). Последний по праву занимал бы место на алтаре Мира Августа, поскольку решение о его постройке принималось римским Сенатом. Бородатый Гений Сентата должен был олицетворять достоинство древнего города, тогда как его молодой компаньон – энергию.
 
разрушенный, рельеф, римский, алтарь Мира, горельеф,богиня Рома
Оригинальный рельеф практически не сохранился

 
Таким образом, на восточном фасаде, смотрящем на город, сидели лицом друг к другу богиня Рома в образе Амазонки и мать-Италия, обе благословлённые миром, который заключил Август.

Все четыре рельефа так или иначе связаны с миром: Эней-Август приносит жертву богам после возвращения из похода, бог войны (Август-победитель) охраняет мир, Италия процветает, Рим победил врагов.
 

богиня Рома, алтарь Мира, Рим, император Август, рельеф, изображение
Положение рельефа

 
Рельефы Италии и Ромы на восточном фасаде дополняют друг друга и в живописной форме отображают представления обычных римлян о мире. Рельефы на противоположном, западном, фасаде, выходящем на Марсово поле, напоминают о важных исторических событиях. Таким образом, прошлое находится на стороне заходящего солнца, а настоящее – эпоха Августа – встречает рассвет. Между этими двумя точками движется великая процессия с членами рода Юлиев, который происходит от Энея, и чьи дела и бессменное правление гарантируют мир на земле.

 

Рельефы на внутренних фасадах

В верхней части

Верхняя половина внутренней поверхности стен алтаря украшена двенадцатью фруктовыми гирляндами – по две на коротких сторонах и по четыре на длинных. Они прикреплены к рогам букраний (орнаменту в виде голов быка) извивающимися лентами. В тех местах, где букрании примыкают к капителям пилястр, они сделаны только наполовину. Над каждой гирляндой находится жертвенное блюдо (патера) с характерным «пупком» в центре (омфалом) на котором, как считалось, эти блюда висели. В алтаре чередуются два типа патер – один со вставками, похожими на капли, и резными листьями на омфале, а второй – в виде цветка с «пупком», напоминающим пригоршню ягод. Поскольку многие гирлянды это гипсовые копии, особое внимание нужно обратить на одну хорошо сохранившуюся оригинальную – ту, которая находится за панелью с Энеем.
 

патера, омфал, алтарь мира, Рим
Патера с круглым омфалм

 
патера, омфал, пупок, жертвенная тарелка, Рим, Древний Рим, украшение, алтарь Алтарь Мира Августа
Патера с омфалом, напоминающим маленькие ягоды

 
Гирлянды на алтаре Мира собраны из летних и осенних фруктов, как диких, так и садовых. Здесь можно опознать виноград, колосья ячменя, яблоки, груши, гранаты, фиги, плоды земляничного дерева (Арбутуса), орехи, оливки, жёлуди, плющ, сосновые шишки и лавровые листья. Фрукты скомпонованы так, чтобы цвета не повторялись. Все гирлянды разные, но при этом все они следуют одной художественной схеме. Концы каждой из них спрятаны под листьями и плодами винограда. Гирлянды созданы таким образом, что создают ощущение лёгкости, но, при этом, наполненности.
 
гирлянда, фрукты, украшение, Рим, алтарь Мира, оригинал
Гирлянда за панелью с Энеем

 
гирлянда, алтарь Мира, Рим, горельеф
Полностью восстановленная гирлянда

 
Прототипы этих гирлянд можно найти на зданиях Пергамского царства. Однако, они отличаются тем, что в гирляндах Августа каждый фрукт и листок выглядит как отдельный предмет, тогда как эллинистические гирлянды создают впечатление целостности.
 
гирлянды, фрукты, римское искусство, красота, алтарь Мира, Рим
Гирлянды на длинных стенах

 
фриз, архитектурный пояс, пальмовые листья, меандрова лента, реставрация
Два фриза (архитектурных пояса) внутри были раскрашены. Детали и реконструкция на стенде

 
Гирлянды – это каменные аналоги натуральных украшений алтарей, в которых могли висеть настоящие черепа коров, фрукты и патеры. Белые коровы были жертвенными животными богини Мира, поэтому их черепа как нельзя лучше подходили для украшения алтаря. Перед жертвоприношением лбы коров сбрызгивали вином – об этом обычае напоминают жертвенные блюда. Август вернулся домой летом, во время созревания фруктов, поэтому они и были использованы в гирляндах. Праздничные ленты, которые, вероятно, когда-то были пурпурными, являются символом божественного царства.
 
внутри, алтарь Мира, короткая стена, гирлянда, фруктовая гирлянда
Гирлянда да третьей короткой стороне. Отчётливо видна оригинальная часть

 
фруктовая гирлянда, рельеф, горельеф, алтарь Мира, внутри, внутренние стены, патера, Рим
На этой панели оригинальная только патера

 
Изначально все рельефы алтаря Мира были раскрашены, но никаких следов пигментов обнаружено не было, поскольку камни слишком долго пролежали вблизи подземных вод.
 
фруктовые гирлянды, алтарь Мира, букарнии, внутри
Фруктовые гирлянды на длинной стороне. Видно, что внутри немного места

 
На алтаре Мира нет ни одного изображения самой богини Пакс, однако она присутствует в виде обезличенной силы, угадываемой только в жестах и формах. Обезличенные боги относились к наиболее примитивным представлениям римлян о высших силах, и алтарь Мира является наилучшим примером их влияние на римское искусство.
 
алтарь Мира Августа, внутри, стены, украшение, букарнии, ленты, гирлянды
Хорошо видны также букарнии и ленты

 
В Риме проводилось два праздника, связанных с алтарём Мира – первый проходил 4 июля в честь начала строительства, а второй – 30 января в честь его освящения.
 
План алтаря Мира
План алтаря Мира

 

История обнаружения алтаря Мира

Алтарь Мира стоял на восточном углу Марсова поля на улице Фламиния (сейчас это via del Corso) за тогдашними границами Рима. Основание из туфа до сих пор находится на своём месте – в шести метрах под дворцом Оттобони Фиано Альмаджа (Русполи), ранее известном как «дворец Перетти». До 1536 года Агостино Венециано зарисовал одну из панелей фриза с завитками, которая впоследствии была утеряна. В это время некоторые части стены святилища были видны с улицы. В 1568 году, во время работ во дворце, были обнаружены ещё несколько частей стены и проданы семье Медичи. Рельефы с Италией, с правой длинной процессией и вторая плита левой длинной стены были перевезены во Флоренцию, первая плита левой процессии попала в Ватикан, четыре гирлянды и две пилястры фасада с завитками до сих пор встроены в наружную стену виллы Медичи, выходящую в сад (в алтаре они заменены копиями). В 1859 году во время укрепления фундамента дворца Оттобони были обнаружены ещё несколько фрагментов, например, часть рельефа с Энеем и голова Марса с противоположной панели. Они были перевезены в Вену.
 

алтарь мира августа, другой фасад, Рим
Восточный фасад со вторым входом в алтарь. Здесь нет лестницы

 
бюсты, император Август, Рим, музей
Бюсты членов семьи императора Августа

 
музей алтаря Мира, временная экспозиция, что посмотреть
Экспозиция на -1 этаже музея

 
Первым предположение о том, что все эти фрагменты относятся к алтарю Мира Августа, высказал в 1879 году немецкий археолог Фридрих фон Дун. В 1903 году были проведены раскопки и составлен план здания на нулевой отметке. Кроме того, все обнаруженные детали были собраны в Национальном музее Рима (музее Терм), где алтарь был частично восстановлен. С 1937 по 1938 годы были проведены дополнительные археологические изыскания с использованием новейшего оборудования для заморозки грунтовых вод, во время которых было найдено множество недостающих фрагментов.
 
прототип, соотношение, растительный орнамент, цветы, из природы, природа в искусстве
Стенд с объяснением того, какие цветы и растения послужили прототипами для растительного орнамента

 
С 1938 года алтарь стоит в отдельном здании между мавзолеем Августа и рекой Тибр. По сравнению с оригинальным положением, он был повёрнут на 90 градусов (раньше вход был с востока, а теперь с юга). Вдоль правой (если смотреть от входа) стены музея установлены плиты с вырезанными на них «Деяниями» («Res Gestae») Августа. Оригинал когда-то стоял перед входом в его мавзолей.
 
музей, алтарь Мира Августа, Рим, достопримечательность
Здание музея

 
Res gestae divi Augusti, рим, деяния Августа, деяния божественного Августа
Res gestae divi Augusti

 
Достопримечательности поблизости: мавзолей Августа, церковь Сан-Рокко (1832), фонтан Боттичелла (1774), часовня Сан-Джироламо-вей-Кроати (1587), фонтан Порто-ди-Рипетта (1704), церколвь Карло-аль-Корсо (1610), церковь Сан-Джакомо-ин-Аугуста (1592)

 

Полезная информация об алтаре Мира в Риме

Где находится:
На берегу Тибра; недалеко от замка Святого Ангела
 

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Спанья (Spagna; линия А) находится, примерно, в 500 метрах к востоку от алтаря.

Автобусы 301 или 913 до остановки Augusto Imperatore.
Автобусы 628, С3 или N25 до остановки Augusto Imperatore- Ara Pacis.

Ближайшая остановка туристического автобуса — Piazza di Spagna / Via Veneto
 

Адрес:
Италия, Рим, район Марсово Поле, улица Лунготевере-ин-Аугуста
Lungotevere in Augusta street (Via Lungotevere in Augusta), Campus Martius district (rione Campo Marzio), Rome (Roma), Italy (Italia)
 

Название на итальянском:
Ara Pacis Augustae
Museo dell’Ara Pacis

Название на английском:
Altar of Peace
 

Время работы:
Ежедневно, с 9:30 до 19:30
24 и 31 декабря с 9:30 до 14:00
Выходные: 1 января, 1 мая, 25 декабря
За час до закрытия внутрь перестают пускать новых посетителей.
 

Телефон:
(+39 06) 0608 (где 39 — телефонный код Италии, а 06 – код Рима)
Звонить можно ежедневно с 9:00 до 21:00
 

Сайт:
http://www.arapacis.it/ (на итальянском, английском, испанском и французском)
 

E-mail:
info.arapacis@comune.roma.it
 

Координаты:
41.906123, 12.475464
GPS: 41°54’22.0″N 12°28’31.7″E
 


 
Цена входного билета:
Взрослые: 10,50 евро
Со скидкой (для подростков от 6 до 25 лет и владельцев Roma Pass, если это третий музей/достопримечательность, которую они посещают): 8,50 евро
Дети младше 6 лет: бесплатно
Бесплатно для  туристов с Roma Pass, если это один из первых двух музеев/достопримечательностей, которые они посещают
Видеогиды на английском, французском, немецком и испанском: 6 евро
Билеты можно приобрести заранее через сайт.
 

Условия:
При фотографировании запрещается пользоваться треножниками и вспышкой.
Запрещается делать видеозаписи.
Нельзя проносить внутрь большие сумки, рюкзаки и зонты.
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Ворота Пополо / Рим
Театр Марцелла / Рим
Арка Тита / Рим
Арка аргентариев / Рим
Погода в Риме по месяцам