Арка Септимия Севера / Рим

Триумфальная арка Септимия Севера, РимТриумфальная арка Септимия Севера, расположенная в северо-восточном углу римского форума в Риме, одним фасадом выходит на сам форум, а другим – на Капитолийский холм. Арка стоит между рострой Августа и курией Сената.
 

История арки

Согласно надписи на аттике, арка была построена в 203 году в честь императора Септимия Севера и его сыновей, Геты и Каракаллы. Она имеет три прохода – центральный и два боковых. Арка построена из греческого пентелийского мрамора на травертиновом основании. Первоначально со стороны форума к центральному проходу вела лестница, однако, приблизительно, в IV веке, пространство перед ним было выровнено. Дорога через арку появилась лишь в Средние века.

Своим прекрасным состоянием арка Севера обязана тому, что в Средние века её южная половина принадлежала прилегавшей церкви Сергия и Вакха, а её северная часть была частью укрепления.
 

триумфальная арка, арка Септимия Севера, Рим, римский форум, достопримечательность
Вид на арку из Табулария

 

Внешний вид

Арка Септимия Севера насчитывает 23 метра в высоту, 25 метров в ширину, 11,85 метра в глубину; центральная арка – 12 метров в высоту и 7 метров в ширину; боковые – 7,8 метра в высоту и 3 метра в ширину. Внутри между центральной и боковыми арками сделаны сводчатые проходы с кессонированными потолками. Перед каждым из фасадов стоит по четыре колонны с каннелюрами и композитными капителями 8,78 метра в высоту и 0,9 метра в диаметре у основания. Колонны базируются на выступающих пьедесталах и не прилегают к арке. На фасаде за каждой из них сделано по пилястре с коринфской капителью. На пьедесталах колонн вырезаны фигуры римских солдат, конвоирующих пленников. Венчает арку Севера высокий (5,6 м) аттик с посвятительной надписью. Арка от аттика по всему периметру отделена архитравом.
 

арка Севера, триумфальная арка, история, Рим, римская арка, император
Нижняя часть арки со стороны Капитолийского холма

 
композитная капитель, арка Септимия Севера, римская капитель, два ордера  в одном
Композитная капитель

 
основание колонны, арка Севера, Рим, пленники, традиционный сюжет
Основания колонн арки Севера

 
конвоирование варваров, римские войска, рельеф, основание колонны, арка Септимия Севера, триумфальная арка
Конвоирование варваров

 
В пазухах сводов над главным проходом изображены крылатые Виктории, а над боковыми – персонифицированные времена года. Горельефы на замковых камнях над центральной аркой изображают бога Марса Победителя.
 
кессонированный потолок, арка Септимия Севера, Рим, сводчатый потолок
Центральный проход с кессонированным потолком и Викториями в пазухах свода

 
триумфальная арка, арка Септимия Севера, Рим, проход в арке
Боковой проход. Фигуры над ним сохранились хуже центральных

 
Судя по монетам эпохи Септимия Севера, на аттике арки стояла колесница, запряжённая шестью или восемью лошадьми, которой правил сам Север в сопровождении Виктории и обоих сыновей, Каракаллы и Геты. По сторонам стояли ещё четыре конные фигуры. Никаких следов присутствия этих статуй не сохранилось. Наверх можно было подняться по лестнице, которая находилась в южной стене арки.

 

Надпись в честь Септимия Севера

На обеих широких сторонах арки сделана идентичная надпись:

IMP CAES LVCIO SEPTIMIO M FIL SEVERO PIO PERTINACI AVG PATRI PATRIAE PARTHICO ARABICO ET
PARTHICO ADIABENICO PONTIFIC MAXIMO TRIBUNIC POTEST XI IMP XI COS III PROCOS ET
IMP CAES M AVRELIO L FIL ANTONINO AVG PIO FELICI TRIBUNIC POTEST VI COS PROCOS /P P
OPTIMIS FORTISSIMISQVE PRINCIPIBUS/
OB REM PVBLICAM RESTITVTAM IMPERIVMQVE POPVLI ROMANI PROPAGATVM
INSIGNIBVS VIRTVTIBVS EORVM DOMI FORISQVE S P Q R

«Императору Цезарю Луцию Септимию Северу сыну Марка Пию Пертинаксу Августу отцу нации Парфянскому Арабскому и
Парфянскому Адиабенскому великому понтифику в одиннадцатый год служения трибуном, в одиннадцатый год правления, трижды консулу проконсулу и
императору Цезарю Марку Аврелию сыну Луция Антонину Августу Пию Счастливому на шестой год служения трибуном консулу проконсулу отцу нации
наилучшим и отважнейшим принцепсам
за восстановление республики и расширение власти римского народа
благодаря своим выдающимся добродетелям в Риме и за его границами сенат и народ Рима»
 

арка Септимия Севера, надписи, Arch of Septimius Severus, inscription
Надпись на стороне Капитолия (вверху) и на стороне форума (внизу)

 
В то время, когда строительство арки было завершено, Септимий Север правил совместно со своим сыном Каракаллой (Марком Аврелием Антонином). Часть текста в центре, заключённая в скобки, является заменой оригинального текста, являвшегося посвящением второму сыну Севера – Гете, которого убил Каракалла, желавший стать единоличным правителем. После убийства Каракалла проклял память брата, что означало удаление всех упоминаний о нём со всех памятников.
 
аттик, арка Септимия Севера, римский форум, attic, Arch of Septimius Severus
Аттик арки со стороны Капитолийского холма

 
Поскольку арка посвящена главным победами Септимия Севера во время римско-парфянских войн, в этой надписи подчёркиваются титулы Севера – «Парфянскому Арабскому» и «Парфянскому Адиабенскому».

Оригинально надпись была сделана бронзовыми буквами, однако до нашего времени дошли лишь лакуны.
 

триумфальная арка, Септимий Север, римский форум, Табуларий
Вид на арку со стороны форума

 

Панели

На длинных фасадах над каждой боковой аркой находится по рельефной панели, на которых изображены победы Септимия Севера в двух воинах против парфян. На протяжении многих лет в научной среде ведутся споры по поводу идентификации городов на этих четырёх панелях. Общепринятой версией в настоящее время является та, которая была изложена в труде историка искусств Ричарда Бриллианта: он предположил, что на панелях, в соответствии с сезонами года, изображены Нисибис (Нусайбин), Эдесса, Селевкия/Вавилон и Ктесифон. При этом некоторые ключевые детали на панелях не совпадают с описанными в античных источниках. Например, реку на панели три Бриллиант соотносит с Селевкией/Вавилоном, тогда как источники подчёркивали важность реки при взятии Ктесифона, который Бриллиант соотнёс с четвёртой панелью. Он «поместил» Ктесифон на панель четыре лишь потому, что предполагал, что панели должны располагаться в хронологическом порядке. Римский историк Зеев Рубин посчитал, что реку игнорировать нельзя, поэтому соотнёс третью панель с Ктесифоном, а четвёртую – с городом Хатра.
 

схема арки Севера, Рим, римский форум, Ричард Бриллиант, Brilliant, Arch of Septimius Severus, panels, Arco di Settimio Severo
Схема Бриллианта (в скобках даны другие версии)

 
Несмотря на присутствие как топографических деталей, так и определённой логики, идентифицировать панели на арке необыкновенно сложно из-за отсутствия или противоречивости информации, изложенной в письменных античных источниках. По поводу панелей исследователи сходятся только по двум пунктам: во-первых, в том, что их нужно «читать» снизу вверх, а во-вторых, в том, что в хронологическом порядке на них изображены четыре главных события войны римлян с парфянами, которую вёл Септимий Север в 195 и 197-199 годах. Хронологию определили по персонифицированным временам года, изображённым в пазухах сводов арки. На стороне форума находится Зима (юго-восток) и Весна (северо-восток), а на стороне Капитолия – Лето (северо-запад) и Осень (юго-запад). В отличие от стандартных изображений сезонов в виде женщин, на арке Севера они сделаны в образе юношей (путти), как, например, на арке Траяна в городе Беневенто. Замена традиционных женских фигур на мужские, по всей видимости, не имела какого-либо скрытого значения.
 
Персонификация, Лето, мужская фигура, барельеф, арка Септимия Севера, времена года
Персонифицированное Лето в пазухах сводов над боковой аркой

 
Хотя Север никогда не награждался триумфом за победы на востоке (в это время он страдал артритом, и не мог стоять в колеснице), рисунки с его деяниями, вероятно, проносили во время других триумфальных шествий. По-видимому, сюжеты панелей были взяты именно из них, поскольку первый триумфальный рисунок, о котором достоверно известно, изображавший победу Мания Мессалы над карфагенянами, был сделан ещё в 264 году до н.э., и влияние использованных в нём приёмов явно прослеживание на панелях арки, созданных на 450 лет позже. Выразительные формы, использовавшиеся в триумфальных картинах, были частично позаимствованы у эллинистической художественной традиции, которая первая начала использовать на картинах хорографию (описание местности) и топографию.

Четыре фриза под панелями не связаны друг с другом, что подтверждает отсутствие прямой смысловой связи между самоми панелями. На каждом из фризов изображено конвоирование пленников-варваров в Рим.

Судя по стилю рельефов, исследователи предполагают, что панель 1 и 3 была создана одним скульптором, а 2 и 4 – другим.
 

арка Севера, триумфальная арка, римский форум, достопримечательность, вид сбоку, архитрав
Единственным украшением коротких фасадов служит архитрав

 

1 Панель на юго-восточной стороне

Эта панель сильно повреждена, поскольку в Средневековье неподалёку вспыхнул пожар, из-за которого часть рельефов была обожжена и разрушилась. Сторона форума в целом менее сохранна, чем сторона Палатинского холма из-за отсутствия естественной защиты. Ключевые элементы на этом рельефе очень трудно различимы.
 

рельеф, арка Севера, римский форум, Нисибис, осада Нисибиса, Nisibis
Первая панель

 
По общему мнению учёных, исследовавших арку Севера, на панели изображена осада города Нисибис, которая произошла во время римско-парфянской войны в 195 году. Бриллиант идентифицировал эту панель по двум признакам: во-первых, фигуру в воротах города на верху панели он посчитал тем правителем, которого Север оставил управлять Нисибисом после своего ухода, во-вторых, Нисибис был «казус белли» (поводом) к первой римско-парфянской войне, поэтому он должен был быть помещён на арку первым.
 
схема, битва при Нисибисе, Рим, арка Септимия Севера, рельтеф
Схема
(Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 78—79)

 
Также на панели можно различить ещё два эпизода: (внизу) здание с выбегающими из него солдатами (римский лагерь?) и (в центре) яростная битва (в Осроене и Адиабене?).
 
арка Септимия Севера, римский форум, Рим, что посмотреть
Восточный фасад арки (сторона форума)

 

2 Панель на северо-восточной стороне

На второй панели со стороны форума, согласно хронологической теории, также вырезано событие из времён первой римско-парфянской войны. Бриллиант считал, что на ней изображён город Эдесса и связал его с покорением правившего там рода Абгаров. Его первым аргументом было то, что в самом низу панели изображена, скорее сцена подчинения, а не битвы; она выглядит так, как будто бы император, идущий впереди, принимает повиновение горожан, которые выбегают, чтобы поприветствовать его. Вторым его аргументом послужила сцена в середине панели, на которой изображена, по всей видимости, сдача короля Эдессы римскому императору.
 

рельеф, арка Севера, Эдесса, Хатра, Рим, римско-парфянские войны, Hatra, Edessa
Вторая панель

 
Существуют, однако, и аргументы против того, что на панели изображена Эдесса. Во-первых, она уже была союзником Рим и кажется маловероятным, что союзника стали бы изображать на памятнике победе. А во-вторых, ключевые элементы на панели (двойные стены и использование двух осадных машин) не совпадают с описаниями Эдессы и войн за неё, которые можно найти в письменных античных источниках. Поэтому, на панели, скорее всего, изображён город Хатра, единственный имевший двойные стены (однако, это ломает хронологическую теорию, потому что осада Хатры произошла в конце второй войны).
 
триумфальная арка, рельеф, схема, битва за Хатру, битва из Эдессу, Рим, парфянские войны
Схема
(Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 78—79.)

 

3 Панель на северо-западной стороне

Панели со стороны Капитолийского холма, которые иллюстрируют вторую римско-парфянскую войну, находятся в лучшей сохранности, чем панели стороны форума. Благодаря наличию на панели 3 реки её идентификация проще остальных. Согласно Бриллианту, здесь изображено покорение Селевкии и Вавилона. По его версии, Септимий Север мог хотеть связать своё имя с этими великими городами, ассоциировавшимися в умах римлян с Александром Македонским. Тем не менее, и Селевкия и Вавилон были заброшены к тому времени, когда Север прибыл в них. Таким образом, маловероятно, что эти города заслужили место на памятнике победе, на котором можно было изобразить только наиболее великие заслуги императора.
 

битва за Ктесифон, рельеф, триумфальная арка, Рим, римско-парянские войны, Селевкия, Ктесифон, Ctesiphon, Rome, panel
Третья панель

 
Историки Рубин, Пикард и Кёппель предположили, что на третьей панели арки Септимия Севера изображено покорение Ктесифона (которое Бриллиант относил к четвёртой панели). В этом случае оправдано изображение на панели реки, поскольку римляне прибыли к этому городу именно по воде. Осада Ктесифона, бывшего столицей Парфянского царства, безусловно, являлась самой важной частью второй римско-парфянской войны, которая заслужила честь быть помещённой на арку.
 
схема, Ктесифон, битва за Ктесифон, Рим, осада, парфянские войны, арка Севера
Схема
(Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 78—79)

 

4 Панель на юго-западной стороне

Эта панель вызывает наибольшее количество вопросов, потому что на ней нет ни одной отличительной черты, которая соответствовала бы описанным в античных источниках. Бриллиант считал, что на ней изображён Ктесифон, однако, как сказано выше, ключевую роль в осаде этого города играла река, поэтому, скорее всего, он представлен на третьей панели. Историк Зеев Рубин предполагал, что здесь изображён город Хатра, хотя ему больше соответствуют ключевые черты на второй панели.
 

осада, рельефная панель, Рим, арка Септимия Севера, неизвестный сюжет
Четвёртая панель

 
На этой панели присутствует несколько интересных сцен:
— пещера или какие-то трубы в стене осаждаемого города, через которые как будто бы выбегают люди;
— в отдалении за осадным орудием стоит палатка, которая, возможно, символизирует присутствие императора;
— наверху панели изображён город, у одного из зданий которого сделан купол необычной формы (арабский или восточный);
— необычайно большой размер верхней сцены, на которой император обращается к народу, что свидетельствует о её важности.
 
схема, осада города, Рим, война, арка Септимия Севера, римский форум
Схема
(Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 78—79)

 
Вероятно, на четвёртой панели изображён эпизод войны Севера с арабами, которые были союзниками парфян. Этот конфликт не описан ни в одном источнике, поэтому город идентифицировать невозможно.
 
триумфальная арка Септимия Севера, римский форум, Рим, Arch of Septimius Severus, Arco di Settimio Severo
Западная сторона (сторона Капитолия)

 
Достопримечательности поблизости: другие на форуме, храм Юноны Монеты, Капитолийские музеи, Табуларий, Капитолийская волчица, Капитолийский холм, базилика Санта-Мария-ин-Арачели, инсула Арачели

 

Полезная информация об арке Септимия Севера на римском форуме в Риме

Где находится:
В северо-западной части римского форума в Риме
 

Название на итальянском:
Arco di Settimio Severo
 

Название на английском:
Arch of Septimius Severus
 

Координаты:
41.892848, 12.484713
GPS: 41°53’34.2″N 12°29’05.0″E


 

Цена входного билета:
На арку можно посмотреть вблизи не только с форума, за вход на который нужно платить, но и бесплатно со смотровых площадок по обеим сторонам от Табулария.

Остальную информацию (как добраться, адрес, время работы, телефон, сайт, e-mail) можно посмотреть в статье про римский форум
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Триумфальная арка Тита
Алтарь Мира
Пантеон
Триумфальная арка Константина
Как купить билет в галерею Боргезе
Погода в Риме по месяцам
Температура воды в Риме
Визовые страны