Галерея Боргезе / Рим

Галерея Боргезе, Рим, художественная галереяГалерея Боргезе находится в бывшей вилле Пинчана (Рим), принадлежавшей роду Боргезе. В этой художественной галерее хранятся картины, скульптуры, антиквариат и другие произведения искусства, с начала XX века ставшие национальным достоянием.
 

Коллекцию для будущей галереи начал собирать кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V, правившего с 1605 по 1621 годы. В 1607 году он выкупил коллекцию Джузеппе Чезари, которая состояла, примерно, из 100 произведений, и включала ранние работы Караваджо. В этом же году он приобрёл коллекцию картин аквилейского патриарха, а в следующем – 71 картину кардинала Сфондрати, включая «Любовь земную и любовь небесную» Тициана. К концу XVII века Боргезе обладали собранием из более чем 800 картин и одной из лучших коллекций антиквариата в Риме.

Вилла была построена придворным архитектором папы Фламинио Понцио, который создал проект по наброскам, сделанным самим Шипионе Боргезе. Поскольку особняк находился на окраине Рима XVII века, кардинал использовал его в качестве загородного дома.

Шипионе Боргезе был одним из покровителей Бернини (его скульптуры: «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид» и другие), а также большим поклонником работ Караваджо (его картины: «Юноша с корзиной фруктов», «Больной Вакх», «Давид с головой Голиафа», «Мадонна с младенцем и Святой Анной», «Иоанн Креститель», «Пишущий Святой Иероним»). Кроме того, здесь можно увидеть четыре картины Тициана, три картины Рафаэля и две картины Рубенса, а самыми лучшими скульптурами считаются «Полина Бонапарт в образе Венеры» и «Даная».

В 1808 году Камилло Боргезе, зять Наполеона I, был вынужден продать некоторые экспонаты родовой коллекции своему могущественному родственнику. Так, галерея лишилась своей главной жемчужины – «Гладиатора» («Боргезского борца»), а также скульптуры «Гермафродит» и некоторых других произведений искусства.

В 1902 году всё поместье Боргезе, включая виллу с галереей, было продано итальянскому правительству.

Вилла Боргезе стоит в центре огромного парка, однако сейчас она считается отдельной достопримечательностью. Вход в галерею платный, а в парк – бесплатный.
 

Содержание

Схемы
Первый этаж
салон Мариано Росси
1 зал Полины
2 зал Солнца
3 зал Аполлона и Дафны
4 Императорский зал
5 зал Гермафродита
6 зал Гладиатора
7 Египетский зал
8 зал Силена
Коридор 1 этажа
Второй этаж
9 зал Дидоны
10 зал Геркулеса
11 зал Феррарской школы живописи
12 зал Вакханок
13 зал Славы
14 лоджия Ланфранко
15 зал Авроры
16 зал Флоры
17 зал графа Анже
18 зал Юпитера и Антиопы
19 зал Елены и Париса
20 зал Психеи
Полезная информация (как добраться, сколько стоит билет, где находится галерея, время работы и другое)
 

Произведения и залы галереи

карта, схема, галерея Боргезе, 1 этаж
1 этаж (можно распечатать и взять с собой)

 
карта, схема, 2 этаж, галерея Боргезе, Рим
2 этаж

 

Первый этаж

Салон Мариано Росси

Салон Мариано Росси (Salone di Mariano Rossi) это первый зал, который должны были видеть посетители виллы Боргезе. Он был расписан сицилийским художником Мариано Росси между 1775 и 1779 годами. В этот период во дворце, который занимал Маркантонио IV Боргезе, проходила реставрация, которой руководил архитектор Антонио Аспруччи (1723 — 1808). На потолке написана фреска, в центре которой изображён Ромул, которого приветствует бог Юпитер. Под ними Марк Фурий Камилл сражается против галлов, после победы над которыми он был признан «вторым основателем Рима». Также эта фреска связана с рождением первого сына Маркантонио 8 августа 1775 года. Вокруг главной сцены находятся фигуры Справедливости, Верности, Чести и римской Фамы (Славы) (фото, фото). На эту композицию Росси вдохновила роспись во дворце Барберини, сделанная Пьетро да Кортона.
 

галерея Боргезе, салон, потолок, фреска, Ромул, Юпитер, Мариано Росси
Потолок салона

 
Роспись стен цветами, животными и декорирование гипсовыми камеями является заслугой целой плеяды мастеров, среди которых Винченцо Пачетти (1746 – 1820), Массимилиано Лабурье (1767 – 1831) и Томмазо Риги (1727 – 1802).
 
салон Мариано Росси, галерея Боргезе, Рим, внутри
Салон

 
орёл, скульптура, символ, галерея Боргезе, салон Мариано Росси
Орёл — один из символов рода Боргезе и гипсовые камеи на синем фоне

 
скульптуры, галерея Боргезе, sculpures, Borghese gallery
Скульптуры вдоль стен

 
В 1776 году Антонио Аспруччи установил над проходом в четвёртый зал скульптуру скачущей лошади (I – II вв.), на которую Пьетро Бернини в 1618 году добавил всадника. Этим всадником является Марк Курций – легендарный герой, спасший Рим. Он бросился в яму, разверзшуюся на Форуме после землетрясения 326 года до н.э., благодаря чему она закрылась (см. озеро Курция).
 
скачущая лошадь, Марк Курций, Пьетро Бернини, скульптура, галерея Боргезе, ancient horse, Marco Curcio, Pietro Bernini
Скачущая лошадь с Марком Курцием

 
Во время реставрации XVIII века в ниши в средней части стен были установлены бюсты двенадцати Цезарей работы Джамбаттиста дела Порта (1542 – 1597) (фото, фото, фото). В XIX веке здесь появилась скульптура Бахуса (II в. до н.э.) и огромная скульптура атакующего Сатира (120 – 140). В это же время в пол были встроены мозаики четвёртого века, на которых изображены сцены охоты и сражения между гладиаторами и хищниками. Эти мозаики когда-то украшали пол первого этажа римской виллы (фото, фото, фото, фото, фото).
 
мозаика, галерея Боргезе, напольная мозаика, древнеримская мозаика, 4 век, Рим, римская вилла
Одна из мозаик

 

1 зал Полины

В первом зале стоит одна из самых известных скульптур коллекции Боргезе – скульптура Полины Боргезе Бонапарт (средней сестры Наполеона I) в образе полулежащей Венеры (работа Антонио Канова, 1757 – 1822).
 

Полина Боргезе Бонапарт, скульптура, Венера, Антонио Канова, галерея Боргезе
Полина Боргезе Бонапарт

 
Полина Бонапарт, сестра Наполеона, скульптура, в образе Венеры, Антонио Канова, галерея Боргезе, Paolina Bonaparte, Antonio Canova
С другого ракурса

 
Скульптура Полины Бонапарт была установлена в этом зале в 1889 году, поскольку она подходила к его тематике. В его потолок встроено пять картин Доменико де Анджелис, написанных им в 1779 году, на которых изображены эпизоды из жизни Энея – сына богини Венеры (Афродиты), троянского героя и мифического основателя Рима. На картине в центре изображён суд Париса, а вокруг него, против часовой стрелки:
— Минерва просит мойру Атропу перерезать нить судьбы Трои;
Венера убеждает Зевса спасти Энея;
Эней спасается из Трои со своим отцом Анхисом и сыном Асканием;
Юнона просит Эола укротить шторм, в который попала лодка с Энеем.
 
галерея Боргезе, зал 1, рельефная панель
Рельефная панель над входом

 
Современный облик зала, как и салона Мариано Росси, является заслугой архитектора восемнадцатого века Антонио Аспруччи.

Среди работ, в настоящее время находящихся в зале Полины Бонапарт:
герма Бахуса (Луиджи Валадье; 1773);
скульптурная композиция Леды, лебедя и Эроса (III в.) (+ ещё фото);
две стенки саркофага с Аполлоном и Музами, стоящими между колоннами (III в., азиатский мрамор);
— рельеф с Аяксом и Кассандрой (I в. до н.э., паросский мрамор);
— голова мужчины с уникальной экзотической причёской (XVI в., серый мрамор).
 

бюсты, рельефная панель, галерея Боргезе, экспонаты, Рим
Бюсты и рельефная панель (стенка саркофага?) над вторым входом в первый зал

 
мужчина с необычной причёской, скульптура, галерея Боргезе
Статуя мужчины

 

2 зал Солнца

Этот зал получил такое название из-за того, что в нём была установлена плита с рельефом, изображающим богов Солнца, Океана и Луны, выезжающих на колеснице. С этим сюжетом связана картина на потолке, написанная между 1775 и 1777 годами Франческо Каччанига. На ней изображена версия мифа о Фаэтоне, написанная Овидием в «Метаморфозах», в котором сказано, что колесницу Фаэтона молнией разбил Зевс, из-за чего тот упал в реку Эридан (в Греции), и разбился. В четырёх медальонах по сторонам сделаны барельефы, изображающие последствия действий возницы (работа Джоаккино Агрикола):
Аполлон возобновляет свой путь;
гелиады оплакивают смерть брата;
тьма покрывает Землю;
Геспер наклонил факел к Земле.

В центре зала стоит скульптура Давида, созданная Джованни Лоренцо Бернини между 1623 и 1624 годами. С тыльной стороны она не закончена, поскольку предполагалось, что она будет стоять возле стены.
 

Давид, Бернини, скульптура, галерея Боргезе
Давид

 
скульптура Давида, Бернини, Давид, галерея Боргезе, зал 2, зал солнца, David, Bernini, Borghese gallery
Сбоку

 
скульптура, Давид, Бернини, сзади, зал Солнца, галерея Боргезе
Сзади

 
В конце XIX века в зале были повешены три картины:
«Самсон в темнице» Аннибале Караччи (1560 – 1609);
«Давид с головой Голиафа» Баттистелло Караччоло (1570 – 1637);
«Андромеда» Рутилио Манетти (1571 – 1639).

Среди картин есть две, которые приписывают мастеру натюрморта из Хартфорда: «Мёртвая природа с птицами» и «Мёртвая природа с цветами, фруктами, овощами и двумя ящерицами» (начало XVII в.).

зал солнца, зал 2, галерея Боргезе
Стены в зале

Вдоль стен зала стоит множество античных скульптур, среди которых:
— стенка саркофага с изображением процессии;
— две стенки саркофага с изображением подвигов Геракла (ок. 160) (первая и вторая);
— большая голова;
— две гермы;
— портретные статуи двух детей, изображающих полубогов.
 

стенка саркофага, римский саркофаг, экспонат, галерея Боргезе, Рим
Стенка римского саркофага

 

3 зал Аполлона и Дафны

Этот зал был декорирован Антонио Аспруччи между 1780 и 1785 годами. В центре на потолке висит картина Пьетро Анджелетти, изображающая часть мифа, рассказанного Овидием в «Метаморфозах». Здесь Любовь пронзает Аполлона стрелой, а Дафна, убегая от него, начинает превращаться в лавр. Справа, не в силах ничего сделать, стоит её отец, бог Пеней, и мать Гея, а слева – речные божества.

Роспись ниш на потолке также связана с культом Аполлона – бога света. Рельефы в виде Атласов и Кариатид – работа Джованни Баттиста Маркетти.

В центр зала стоит скульптура «Аполлон и Дафна», созданная Джованни Лоренцо Бернини между 1622 и 1625 годами. Кроме того, у стены находится большая голова статуи Аполлона, датирующаяся вторым веком до н.э.
 

Аполлон и Дафна, Бернини, статуя, скульптура, галерея Боргезе, Apollo and Daphne
Аполлон и Дафна

 
Аполлон и Дафна, скульптура, Лоренцо Бернини, экспонат, лучший, зал 3, галерея Боргезе
С другого ракурса

 
Также с темой метаморфоз связаны две висящие здесь картины Доссо Досси – «Мелисса» (1515) и «Аполлон и Дафна» (1530).
 
античная статуя, женщина, галерея Боргезе, экспонат, скульптура
Статуя женщины

 

4 Императорский зал

Императорский зал, также известный как  «галерея», получил своё название благодаря коллекции порфировых и алебастровых бюстов «двенадцати Цезарей», созданных в XVII веке неизвестным скульптором, и размещённых во дворце Боргезе в начале XIX века. К этим бюстам, стоящим вдоль стен, также можно добавить бюст богини Юноны.
 

императорский зал, галерея Боргезе, зал 4, Рим
Императорский зал

 
бюсты Цезарей, галерея Боргезе, интересное, зал
Бюсты двух Цезарей и скульптура в нише

 
По центральной оси потолка зала встроены картины Доменико де Анджелиса, написанные им между 1778 и 1780 годами. В центре находится прямоугольное полотно «Триумф Галатеи», сюжет которого художник позаимствовал в «Метаморфозах» Овидия. Здесь Галатея, дочь Нерея, стоит между влюблённым в неё циклопом Полифемом (слева) и любимым ею пастухом Акидом (справа). На овальных картинах справа и слева от центральной изображено развитие сюжета: на одной («Ревность Полифема») циклоп кидает в юношу большой камень, на второй («Прощание с Акидом») Галатея превращает его в ручей.

Потолок был создан Джованни Баттиста Маркетти, которого вдохновили помпейские квадратные настенные росписи. Маленькие овальные медальоны с символами созвездий, круглые гризайли (однотонные нарисованные барельефы) со знаками зодиака и персонифицированные сезоны года – это работы Джоаккино Агрикола.
 

потолок, искусство, галерея Боргезе, Императорский зал, Empereors room, Borghese gallety, ceiling
Потолок Императорского зала

 
символы созвездий, потолок, медальон, Императорский зал, галерея Боргезе, Рим, Signs of the Zodiac, Borghese gallery
Медальоны с символами созвездий на потолке

 
На стенах ниже карниза висит 11 гипсовых панелей, на которых изображены сцены с морскими божествами. Все они были созданы между 1778 и 1779 годами различными мастерами (фото и фото).

Стены разделены мраморными пилястрами с бронзовыми позолоченными капителями. В центре каждой пилястры встроено по голубой камее с гипсовым рельефом. Между ними устроено шесть позолоченных ниш, в которых стоят скульптуры (в том числе мраморная Артемида).
 

Императорский зал, галерея Боргезе
Императорский зал

 
В центре зала стоит скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины» (1621 – 1622).
 
похищение Прозерпины, Бернини, скульптура, галерея Боргезе
Похищение Прозерпины

 
скульптура, похищение Прозерпины, Лоренцо Бернини, галерея Боргезе
С обратной стороны

 
собака, похищение Прозерпины, Бернини, три головы, скульптура, деталь, экспонат, галерея Боргезе, Императорский зал
Собака

 
Четыре большие мраморные вазы с изображениями путти, являющиеся аллегорией на четыре сезона года, были созданы в 1785 году Массимилиано Лабурье и Лоренцо Карделли. С этим же сюжетом связаны бронзовые маски работы Луиджи Валадье.

 

5 зал Гермафродита

Маленькая комната, примыкающая к императорской галерее, получила название в честь известной мраморной скульптуры спящего Гермафродита – римской копии несохранившейся бронзовой скульптуры второго века до нашей эры Поликлета. Она была обнаружена в 1609 году во время раскопок, проводившихся перед началом строительства церкви Санта-Мария-делла-Витториа. В 1620 году Джованни Лоренцо Бернини отреставрировал её и создал для неё мраморный матрас. В 1807 году она была продана Наполеону и в настоящее время хранится в Лувре. В Риме была создана её копия: из богатой коллекции семьи Боргезе была взята похожая скульптура из паросского мрамора второго века, и под неё Андреа Бергонди создал матрас, похожий на оригинал Бернини.
 

гермафрдит, скульптура, галерея Боргезе, копия Поликлета, Policleto, Hermaphrodite
Гермафродит

 
На картинах на потолке изображены различные эпизоды мифа о Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты (фото, фото, фото). Они были написаны художником Никола Буонвичини между 1781 и 1782 годами. Орнаменты и картины на стенах принадлежат кисти Джована Баттиста Маркетти, а 16 гипсовых путти – работа Винченцо Пачетти.

В этом зале стоит несколько ценных античных скульптур, например, мраморная голова Коры четвёртого века до н.э., привезённая из Великой Греции (территория Южной Италии); порфирная ванна II – III века.

В пол встроены мозаики четвёртого века, изображающие сцены из жизни рыбаков. Они были привезены сюда из другого родового поместья Боргезе, расположенного недалеко от виа Трибуртина.
 

мозаика, римская мозаика, 4 век, Рим, рыбаки, жизнь рыбаков
Мозаика 4 в.

 
В коллекцию этого зала входят четыре пейзажа XVI века фламандского художника Пауля Бриля и необычная алебастровая ваза с черепахой Антуана-Гийома Гранжаке, расположенная выше статуи Гермафродита.

 

6 зал Гладиатора

Этот зал носит название в честь скульптуры Боргезского борца (гладиатора), которая была обнаружена в XVII веке во время раскопок во дворце Нерона в районе городов Анцио и Неттуно. Она представляла собой фигуру атлета или воина с вытянутой, как бы атакующей, левой рукой. В 1808 году из виллы Боргезе она была перевезена в Лувр.

Во время реставрации XVIII века архитектор Антонио Аспруччи посвятил этот зал тематике физической силы и смелости. Здесь были поставлены статуи, сделаны барельефы, установлены колонны с элегантными капителями с эмблемами рода Боргезе – орлом и драконом. Были повешены две картины Жана-Батиста Тьерсе, написанные между 1782 и 1783 годами. На них изображены два атлета, Полидам из Скотусс и Милон из Кротона, побеждавшие в Олимпийских играх, но ставшие жертвами своей собственной силы.
 

корибанты, эмблема, род Боргезе
Панель с корибантами. Ниже — капители с орлами драконами

 
На потолке французский художник Лорен Пешё между 1777 и 1783 годами написал картину «Совет богов», на которой изображён Юпитер среди богов, которые были за и против Троянской войны. Ниже на стенах располагаются гипсовые рельефные панели с Корибантами (мифическими танцорами), а над ними – горельефы, изображающие оружие и военные трофеи (работа Джованни Баттиста Маркетти).
 
совет богов, Юпитер, Антонио Аспруччи
Совет богов

 
В 1888 году в центр зала, занимаемого когда-то Боргезским борцом, была поставлена мраморная статуя Джованни Лоренцо Бернини «Эней и Анхис», которую он создал в сотрудничестве со своим отцом Пьетро между 1618 и 1620 годами. Эта скульптура изображает Энея, выносящего на руках своего отца Анхиса, у которого на ладони расположился Лар (домашнее божество). Сзади за ногу Энея держится его сын Асканий.
 
Эней и Анхис, Бернини, скульптура, Лоренцо Бернини, галерея Боргезе
Эней и Анхис

 
скульптура, эней и анхис, Бернини, галерея, Боргезе, Aeneas and Anchises, Bernini
Сбоку

 
эней бегущий из Трои, сзади, Эней и Анхис, скульптура, Лоренцо Бернини, галерея Боргезе
Сзади

 
В этом зале стоит ещё одна скульптура Бернини, которая называется «Истина». Её он создавал для себя в 1647 – 1648 годах, однако так и не закончил. Она представляет собой аллегорию на правду, раскрывающуюся с течением времени.
 
Истина, скульптура, Бернини, статуя, галерея Боргезе, sculpture, The Truth, Bernini, Borghese gallery
Истина

 

7 Египетский зал

Этот зал был оформлен архитектором Антонио Аспруччи между 1779 и 1782 годами специально для размещения здесь коллекции египетских статуй.

В центре потолка находится картина «Река Нил с сыновьями, благодатными разливами и богиней Кибелой». Вокруг находятся картины Томмазо Мария Конка, на которых изображены боги-планеты: Марс, Юпитер, Уран (Анубис с головой собаки), Сатурн, Венера, Луна, Солнце и Меркурий. Картины, расположенные ниже, иллюстрируют историю Антония и Клеопатры (автор – также Конка) (фото, фото, фото).
 

Ибисы, скульптура, Египетский зал, галерея Боргезе
Ибисы над дверью

 
Вдоль стен между парами колонн стоят статуи богов – египетских, греческих и восточных. Среди них особого внимания заслуживает скульптура жрицы Исиды в длинном хитоне, которая относится ко времени правления императора Августа (I в. до н.э.), а также скульптура самой богини Исиды из чёрного мрамора (160 – 180).

В центре зала стоит скульптура «Сатир с дельфином», созданная в XVI веке и отреставрированная в XIX веке.
 

Сатир с дельфином, скульптура, 16 век, галерея Боргезе, Рим, Satyr and dolphin, sculpture
Сатир с дельфином

 
Мозаичные панели пола датируются III веком н.э. Это три морских божества; одна часть мозаичного календаря с изображением ритуала очищения, который проходили жрецы в марте и другие.
 
мозаика, римская мозаика, дикобраз, галерея Боргезе
Мозаика с охотниками и дикобразом

 
Кроме того, в зале на барабанах из серого гранита стоит шесть алебастровых ваз восточного типа, созданных около 1780 года.
 
мраморный пол, Египетский зал, галерея Боргезе
Пол в Египетском зале

 

8 зал Силена

Этот зал получил такое название из-за знаменитой античной скульптурной группы «Силен и ребёнок Бахуса», которая была подарена Наполеону и перевезена в Лувр в 1807 году. Сейчас её место занимает статуя танцующего Сатира, которая была восстановлена Бертелем Торвальдсеном в начале XIX века. Вместо флейты, которую должен был держать Сатир согласно традиционной модели Лисиппа IX века, он дал ему в руки музыкальные инструменты, похожие на тарелки.
 

танцующий Сатир, Сатир, статуя, галерея Боргезе, скульптура, Бертель Торвальдсен, dancing Satyr, Bertel Thorvaldsen
Танцующий Сатир

 
Роспись потолка и архитектурный дизайн стен это работа Томмазо Мария Конка (1775 – 1778). Он написал картину «Жертвоприношение Силену», расположенную в центре, и две монохромные фрески по сторонам («Пьяный Силен» и «Царь Мидас возвращает Силена Бахусу»). Все они связаны с культом Диониса (Бахуса) – греческого бога виноделия и опьянения, а также его последователя Силена.
 
жертвоприношение Силену, картина, галерея Боргезе, Томмазо Мария Конка, Sacrifice to Silenus,
Жертвоприношение Силену

 
монохромная фреска, Томмазо Конка, галерея Боргезе, зал 8, зал Силена
Монохромная фреска на потолке слева

 
Этот зал известен тем, что здесь находится несколько работ Караваджо (1571 – 1610). На его стенах висит шесть картин:

— «Юноша с корзиной фруктов» (1593 – 1594)
— «Больной Вакх» (1593)
— «Пишущий Святой Иероним» (1606)
— «Мадонна со змеёй» (1605 – 1606)
— «Иоанн Креститель» (1610)
— «Давид с головой Голиафа» (1609 – 1610)

Кроме работ Караваджо, в зале Силена висят картины других маньеристов:

— «Иосиф и жена Потифара» Чиголи (Людовико Карди, 1559 – 1613)
— «Юдифь с головой Олоферна» Джованни Бальоне (1566 – 1643)
— «Взятие Христа под стражу» Дирка ван Бабюрена (1595 – 1624)
— «Суд Соломона» неизвестного художника

По периметру зала стоят древнеримские бюсты и статуи из коллекции Боргезе.
 

римский бюст, галерея Боргезе, зал 8
Римский бюст

 
римские скульптуры, галерея Боргезе
Римские скульптуры

 

Коридор 1 этажа

потолок, роспись, галерея Боргезе, первый этаж
Роспись потолка в коридоре первого этажа

 
скульптура, коридор, галерея Боргезе
Скульптура в коридоре

 

Второй этаж

9 зал Дидоны

Этот зал обязан своим названием картинам, висящим на его потолке, раскрывающие несколько эпизодов из истории Дидоны (основательницы Карфагена) и Энея: «Самоубийство Дидоны» в центре, «Эней, бегущий из Трои», «Эней и Ахат перед Дидоной», «Пир Дидоны» и «Меркурий торопит Энея покинуть Карфаген» по сторонам. Автором всех пяти картин является австрийский художник Антон фон Марон (1731 – 1808), ученик и помощник Антона Рафаэля Менгса (1728 – 1779), переехавшего в Рим между 1756 и 1761 годами.
 

Мальчик с занозой, скульптура, галерея Боргезе, Рим
Мальчик с занозой

 
скульптура, Мальчик с занозой, Боргезе, галерея, статуя, неизвестный
Сосредоточенное лицо

 
На стенах висят картины умбрийских и тосканских мастеров Ренессанса. Самая старая работа «Распятие со святыми Иеронимом и Христофором» принадлежит кисти Пинтуриккьо (ок. 1473). Пьетро Перуджино написал «Мадонну с младенцем и Святым Себастьяном» (начало XVI в.; слева на фото; справа – «Мученичество Святого Себастьяна»). Картина «Поклонение младенцу» Фра Бартоломео (ок. 1495) написана с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.
 
тондо, лоренцо ди креди, мадонна с младенцем, галерея Боргезе, Lorenzo di Credi
Тондо с Мадонной, младенцем Иисусом и молодым Святым Иоанном, Лоренцо ди Креди

 
Поклонение младенцу, Якопо дель Тедеско, картина, галерея Боргезе, Jacopo del Tedesco
Поклонение младенцу, Якопо дель Тедеско

 
темпера, Мадонна, Боттичелли, галерея Боргезе, Botticelli, Borghese gallery
Темпера Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем

 
В этом зале висят три картины Рафаэля: «Положение во гроб» (1507), «Дама с единорогом» (1505) и «Мужской портрет» (1502). Картина «Положение во гроб» была украдена для Шипионе Боргезе в ночь с 18 на 19 марта 1608 года из монастыря Сан-Франческо в Прато. Впоследствии Павел V объявил эту картину «собственностью кардинала». Копии учеников Рафаэля: «Форнарина» и «Портрет папы Юлия II».
 
Иоанн Креститель, картина, галерея Боргезе
Вероятно, Иоанн Креститель

 
Иоанн Креститель, аньоло бронзино, картина, галерея Боргезе, Рим, Bronzino, John the Baptist
Иоанн Креститель, Аньоло Бронзино, 1553

 
Интерьер зала дополняет элегантный камин из белого мрамора с аметистами, фризом из позолоченной бронзы и фигурными керамическими украшениями. Всего в вилле Боргезе есть шесть каминов.
 
Джанфранческо Пенни, Мадонна, картина, галерея Боргезе, Gianfrancesco Penni
Мадонна, Святой Иосиф, младенец Иисус и молодой Святой Иоанн, Джанфранческо Пенни

 
картина, Джулио Романо, мадонна, галерея Боргезе, оригинал, где висит, Madonna and Child, Giulio Romano
Мадонна с младенцем и молодым Святым Иоанном, 1513

 
Андреа дель Сарто, картина, Мадонна с младенцем, галерея Боргезе, Andrea del Sarto, Madonna mit Hl. Johannes
Мадонна с младенцем и молодым Святым Иоанном, Андреа дель Сарто, 1510

 
В центре находится маленький столик на античной колонне из зелёного мрамора. На нём стоит чаша из желтого алебастра.
 
Чаша из жёлтого алебастра, зелёный мрамор, центр зала, галерея Боргезе
Чаша из жёлтого алебастра на мраморном столике

 
красивая дверь, закрытая дверь, расписная дверь, галерея, Боргезе, closed door, Borghese gallery. hall 9
Одна из дверей в девятом зале

 
красивый столик, экспонат, музей, галерея
Красивый столик у стены

 

10 зал Геркулеса

В XVII веке этот зал был известен как «комната сна», поскольку в нём находился балдахин, под которым стояла скульптура из чёрного мрамора «Аллегория сна» (Алессандро Альгарди, 1595 – 1654; сейчас в 15 зале).
 

камин, галерея Боргезе, камин в римской вилле, красивый камин, Рим, что посмотреть
Камин

 
Как и предыдущий, этот зал был декорирован художником Кристофером Унтербергером, приехавшим в Рим из Вены в 1772 году. Главным героем здесь является Геркулес – любимый герой Маркантонио Боргезе. На потолке висит пять картин, связанных с его подвигами: «Апофеоз Геркулеса», «Наяды вручают Геркулесу рог Ахелоя», «Несс и Деянира» (Деянира – жена Геркулеса, которую пытался похитить кентавр Несс), «Геркулес и Лик» и «Смерть Геркулеса».
 
потолок, роспись, галерея Боргезе, зал Геркулеса
Роспись на потолке между картинами

 
В этом зале висят картины XVI века художников из северо-центрального региона Италии: Флоренции, Пармы, Болоньи, Брешиа и Генуи. Например:

— «Венера с двумя купидонами» Андреа дель Брешианино (начало XVI в.; на фото слева)
— «Венера и купидон, крадущие мёд» Лукаса Кранаха Старшего (1532; на фото в центре)
— «Пейзаж с охотой на оленя» Никколо дель Аббате (1550 – 1552)
— «Пейзаж с волшебным шествием» Джироламо да Карпи (1525; на фото в правом нижнем углу)
— жемчужиной коллекции является «Даная» Корреджо (1526)

В центре зала стоит скульптура «Цыганка», выполненная из серого и белого мрамора со вставками из позолоченной бронзы. Работа Николаса Кордье (между 1607 и 1612).
 

картина, зал Геркулеса, галерея Боргезе, зал 10
Картина

 
зал Геркулеса, зал 10, галерея Боргезе, внутри, выглядит
Зал Геркулеса

 

11 зал Феррарской школы живописи

Отделка этого зала, также как и прилегающих 12 и 13 залов, происходила в последнюю фазу реставрации виллы при Маркантонио IV Боргезе (1730 – 1800).
 

камин, зал 12, феррарский зал, галерея Боргезе
Камин

 
На потолке написана одна вытянутая картина – «История Ганимеда» Винченцо Берреттини (1790). В центре на ней изображён совет богов с Юпитером (Зевсом), на котором Ганимед стоит рядом с ним, готовый передать ему чашу. По сторонам написаны сцены похищения Ганимеда и превращения Юпитера в орла.
 
Мария Магдалина, феррарская школа, картина, галерея Боргезе
Картина

 
На стенах висит несколько десятков произведений художников Феррарской школы, среди которых «Оплакивание мёртвого Иисуса» Ортолано (1487 – 1527) и маленькие картины Лудовико Маццолино (1480 – 1530).
 
картина, зал 11, феррарская школа, галерея Боргезе
Картина

 

12 зал Вакханок

На потолке этого зала сделана фреска с тремя танцовщицами. Вокруг них нарисованы гирлянды, цветы и музыкальные инструменты, напоминающие росписи в античных римских виллах. Феличе Джани закончил фрески за три года (1782 – 1785), вдохновлённый Золотым домом Нерона и криптопортиком виллы Адриана.
 

вакханки, фреска, танцовщицы, помпейский стиль, потолок, галерея Боргезе
Фреска с тремя танцовщицами

 
зал Вакханок, галерея Боргезе, роспись потолка, помпейская фреска
Потолок ниже центральной фрески

 
В зале висит несколько работ мастеров из северных регионов Италии второй половины XV – первой половины XVI веков. Особого интереса среди них заслуживает копия картины «Леда» Леонардо да Винчи, сделанная неизвестным автором, а также «Портрет мужчины» Лоренцо Лотто (1535). Вероятно, этим мужчиной был Меркурио Буа (1478 – 1542) – герцог Аквино и Роккасекка, а также командующий венецианской армией.
 
картины, зал 12, зал Вакханок, галерея Боргезе
Картины

 
картины, зал Вакханок, галерея Боргезе, искусство, итальянские мастера
Картины

 
зал Вакханок, галерея Боргезе, Рим,Bacchae Room, Borghese gallry, Rome
Картины

 

13 зал славы

Оформлением этого зала занимался Феличе Джани в 1790 году. На центральной потолочной панели он нарисовал «аллегорию славы». Справа и слева от неё находятся два пути с орлами, которые являются элементами гербового щита рода Боргезе. «Пейзажи с руинами» в овальных медальонах, принадлежат, вероятно, кисти Джованни Камповеккио, который работал с Джани (фото и фото). Этот элегантный тип росписи отражает интерес к фрескам, найденным в домах Помпеев, которые в те годы были раскопаны.
 

картины, зал 13, галерея Боргезе
Картины

 
картины, зал Славы, галерея Боргезе, Hall of Fame, Borghese gallery
Картины

 
На стенах висят картины флорентийских и болонских художников конца XV – начала XVI веков, среди которых «История еврея Иосифа» Франческо Убертино (Баккьякка), написанная им между 1515 и 1518 годами (внизу на фото), «Мадонна с младенцем и молодым Святым Иоанном» Алонсо Берругете (1510 – 1515), а также «Мадонна с младенцем, Святым Иосифом и Святым Иоанном» Джованни ди Лоренцо Ларчани.
 
зал Славы, галерея Боргезе, Рим, достопримечательность, внутри, что посмотреть
Картины

 

14 лоджия Ланфранко

Первоначально этот зал представлял собой открытую лоджию, выходившую на парк, однако, во второй половине XVIII века стеклянная стена была заложена с тем, чтобы сохранить фреску «Совет богов», написанную Джованни Ланфранко между 1624 и 1625 годами. Эта фреска вместе с «Вознесением» Клода Дерю (1588 – 1660) в часовне на первом этаже являются единственными художественными произведениями, сохранившимися с XVII века – периода, предшествовавшего реставрации Маркантонио IV Боргезе, которая происходила в XVIII веке.
 

фреска, совет богов, галерея Боргезе, потолок, Джованни Ланфранко
Фреска «Совет богов» на потолке

 
лоджия Ланфранко, галерея Боргезе, потолок, роспись потолка, фреска, Джованни Ланфранко, Giovanni Lanfranco, Council of the Gods
Потолок лоджии Ланфранко

 
фрески, объёмные фрески, 3d, потолок, роспись, галерея Боргезе, лоджия Ланфранко
Объёмные фрески на потолке

 
Практически все произведения, находящиеся в этом зале, также относятся к XVII веку. Например:
— серия из четырёх круглых картин «Времена года» Франческо Альбани (1578 – 1660): «Причёска Венеры», «Венера в кузнице Вулкана» — лето, «Венера и Адонис» — осень, «Триумф Дианы» — зима
— пейзажи Джованни Франческо Гримальди (1606 – 1680) и Джованни Баттиста Виола (1570 – 1622);
— «Лот с дочерьми» Джованни Франческо Гверрьери (1589 – 1557);
— «Возвращение блудного сына» Джованни Франческо Барбьери (Гверчино; 1591 – 1666);
— «Концерт» Геррита ван Хонтхорста (1590 – 1556);
— «Концерт» Леонелло Спада (1576 – 1622).
 
Лоджия Ланфранко, галерея Боргезе, внутри, залы, как выглядит, Loggia di Lanfranco
Слева видна картина «Лот с дочерьми»

 
лоджия Ланфранко, панель, галерея Боргезе
Панель над окном

 
панель, лоджия Ланфранко, оформление, галерея, Боргезе, Рим
Панель над окном

 
Кроме того, в этом зале экспонируется множество работ Джованни Лоренцо Бернини:
— бюст Павла V Боргезе;
— два варианта знаменитого бюста кардинала Шипионе Боргезе;
коза Амалфея  — одна из ранних работ скульптора;
— «Портрет мальчика»;
— «Автопортрет в зрелом возрасте»;
— «Автопортрет в молодом возрасте».
 
автопортрет бернини, лоренцо бернини, портрет мальчика, бюст шипионе боргезе, бюст павла 5, галерея Боргезе
Картины (слева направо): портрет мальчика, автопортрет в зрелом возрасте, автопортрет в молодом возрасте. По сторонам стоят два бюста кардинала Шипионе Боргезе, в центре — бюст Павла V

 

15 зал Авроры

Здесь находятся работы Ломбардской, Венецианской и Феррарской школ живописи первой половины XVI века. Современный облик залу придал Доменико Корви в 1782 году.
 

Путешествие в Эммаус, Скарселлино, галерея Боргезе, Walk to Emmaus, Scarsellino, lppolito Scarsella
Путешествие в Эммаус, Скарселлино, ок. 1590

 
Портрет Арриго Личинио, Бернардино Личинио, галерея Боргезе, Bernardino Licinio
Портрет Арриго Личинио с семьёй, Бернардино Личинио, 1540

 
В центре потолка расположены три картины – «Аллегория зари», «Аллегория предрассветного сумрака» и «Аллегория вечера». Остальное пространство занимают медальоны со знаками Зодиака, бюсты философов, монохромные рельефы с аллегориями сезонов года – работы Джована Баттиста Маркетти (1730 – 1800).
 
картины, зал 15, галерея Боргезе
Картины

 
Основной тематикой украшения стен является течение времени – дни, месяцы, сезоны. Среди картин выделяются:
— «Тайная вечеря» и «Поклонение пастухов, овцы и ягнёнка» Якопо Бассано (1515 – 1592);
— «Портрет молодого Товия и ангела» Джироламо Савольдо (1480 – 1548);
— пять картин Доссо Досси (1490 – 1542), например, Диана и Каллисто, 1530 или Святые Косма и Дамиан, 1522;
— картины Баттиста Досси (1497 – 1548).
 
картины, галерея Боргезе, зал Авроры, зал 15
Картины

 
В центре зала стоит скульптура из чёрного мрамора «Аллегория сна» Алессандро Альгарди, на создание которой его вдохновила греческая статуя спящего ребёнка.

 

16 зал Флоры

Этот зал был назван по рисунку Доменико де Анджелис, сделанному им в 1785 году в центре сводчатого потолка. На нём изображена женщина-Флора в роли матери всех растений и цветов.  Источником вдохновения для автора служил календарь «Фасты» Овидия (8 г. н.э.) в котором Флора сравнивается с Хлоридой.
 

Флора, Доменико де Анджелис, потолок, картина, галерея Боргезе, зал 16, Domenico De Angelis, Flora
Флора

 
В 1786 году в этом зале был сделан последний из шести каминов виллы – работа Джузеппе и Луиджи Валадье.
 
картины, галерея Боргезе, зал 16
Картины

 
картины, зал Флоры, галерея Боргезе
Картины

 
Работы в зале Флоры демонстрируют влияние Микеланджело на художников из различных регионов Италии во второй половине XVI века. Среди них:
— «Пьета» (Снятие Иисуса с креста с Марией Магдалиной и двумя ангелами) Марчелло Венусти (1555; на фото маленькая картина в центре);
— «Поклонение младенцу» Пеллегрино Тибальди (1548; на фото справа; слева — Воскресенье Христа Марко Пино).
 
Амур и Психея, картина, Якопо Дзукки, галерея Боргезе, Jacopo Zucchi, Cupid and Psyche, Borghese gallery
Амур и Психея, Якопо Дзукки, 1589

 

17 зал графа Анже

Этот маленький зал назван в честь картины «Опознание графа Анже», на которой изображено опознание Гвальтьери, графа Анже в «Декамероне» Боккачо (день второй, новелла восьмая). Она была написана Джузеппе Кадесом в 1787 году. Верный вассал короля Франции был вынужден бежать из страны, поскольку его обвинили в том, что он собирался соблазнить королеву. Гвальтьери прожил в изгнании много лет и, в конце концов, неопознанный, устроился работать учителем к детям своей собственной дочери. Таким образом, эта история посвящена темам верности, чести, ностальгии по родной земле, которые и были использованы в оформлении этого зала. Овалы, танцующие фигуры и гирлянды вокруг центральной картины на потолке были сделаны польским художником Тадеушем Кунтце (1727 – 1793).
 

картины, зал 17, галерея Боргезе, внутри, стены
Картины

 
На стенах зала висят картины фламандских и голландских мастеров XVII века, приобретённые в 1783 году Антонио Аспруччи по поручению Маркантонио IV Боргезе. Кроме того, здесь есть несколько картин XVIII века и пара портретов XIX века художника Гаспаре Ланди («Автопортрет» и «Портрет Антонио Канова»). Среди картин XVIII века особого внимания заслуживает «Мадонна с младенцем» Помпео Батони (1742).
 
картины, зал Анже, галерея Боргезе, картины на стенах
Картины

 

18 зал Юпитера и Антиопы

На потолке этого зала висит картина Бенинье Ганьеро «Юпитер и Антиопа», написанная в 1787 году. На ней изображён известный миф, записанный Овидием, в котором рассказывает о судьбе Антиопы, соблазнённой Зевсом (Юпитером) в облике Сатира. Эта картина является одним из лучших примеров зрелой французской живописи. Восемь канефор по сторонам и восемь панелей с овалами – работа Винченцо Берреттини (XVIII в.).
 

Распятый Христос, Антонис ван Дейк, картина, галерея Боргезе, Anthony van Dyck, Christ on the Cross
«Распятый Христос», Антонис ван Дейк, ок. 1627

 
В этом маленьком зале размещены картины итальянских и фламандских художников XVII века:
— «Портрет Марчелло Сакетти» Пьетро да Кортона (1626);
— «Портрет Монсеньора Клементе Мерлини» Андреа Сакки (1630);
— «Оплакивание Христа» Питера Пауля Рубенса (1602);
— «Сусанна и старцы» Питера Пауля Рубенса (1607 – 1608)
 
Сусанна и старцы, Хонхорст, картина, галерея Боргезе, Gerrit van Honthorst, Susanna and the Elders, Borghese gallery
«Сусанна и старцы», Геррит ван Хонхорст, 1655

 

19 зал Елены и Париса

Оформлением этого зала занимался в 1782 – 1784 годах шотландский художник и торговец антиквариатом Гевин Гамильтон, источником вдохновения для которого служила «Илиада» Одиссея. В центре потолка он написал картину «Смерть Париса между сатирами и нимфами». По сторонам – «Суд Париса», «Амур учит Париса музыке» и две другие, которые были перенесены. Сейчас их заменяют «Архелай представляет юношу Париса Гекубе» Винченцо Камуччини (1771 – 1884) и «Пастух Парис и нимфа Энона» Джованни Пьянкастелли (1845 – 1926). Декоративные потолочные панели были сделаны Джованни Баттиста Маркетти.
 

картины, стены, галерея Боргезе, зал 19
Картины

 
На стенах первоначально висели ещё три картины Гамильтона, однако в 1891 году они были перенесены в музей Рима.
 
панель, декоративная панель, орёл, над дверью, галерея Боргезе, зал 19
Панель над дверью

 
Винченцо Пачетти создал для этого зала элегантный камин, который Луииджи Валадье украсил бронзовыми вставками с изображением богов, участвовавших в Троянской войне (Юпитера, Венеры, Марса и Аполлона).
 
панель над дверью, декоративная, зал 19, галерея Боргезе
Панель над дверью

 
В этом зале висят наиболее известные картины из всей коллекции:
— «Охота Дианы» Доменикино (1617);
— «Кумская сивилла» Доменикино (1617);
— «Бегство Энея из Трои» Федерико Бароччи (1598);
— «Святой Иероним» Федерико Бароччи (1595 – 1600);
— «Норандин и Люцина обнаруженные отроком» Джованни Ланфранко (1624);
— «Иосиф и жена Потифара» Джованни Ланфранко (1615).

В центре зала стоит статуя девушки с собакой и мальчиком, сделанная из чёрного и белого мрамора с полудрагоценными камнями, создание которой приписывают мастерской Джамбаттиста делла Порта.
 

Девушка с собакой, скульптура, Джамбаттиста делла Порта, мрамор, галерея Боргезе, Giambattista della Porta, Borghese gallery, sculpture
Девушка с собакой и мальчиком

 

20 зал Психеи

Пять рисунков на потолке зала принадлежат кисти Пьетро Антонио Новелли (1729 – 1804). Все они посвящены истории Амура и Психеи, браку которых пыталась помешать Афродита. На центральном панно изображён финал её мучений – воссоединение пары при содействии Зевса и получение Психеей бессмертия. Иллюзию застеклённой лоджии создал на оставшемся пространстве потолка Джованни Баттиста Маркетти.
 

Воссоединение Амура и Психеи, картина, галерея Боргезе
Воссоединение Амура и Психеи

 
галерея Боргезе, зал 20, зал Амура и Психеи
Стена и часть потолка; также видна часть чёрной статуи мальчика

 
медальон, Зевс, картина, потолок, галерея Боргезе, Рим
Медальон на потолке

 
Амур и Зевс, картина, потолок, роспись, галерея Боргезе, Рим
Амур и Зевс

 
Среди картин на стенах зала:
— «Мужской портрет» Антонелло да Мессина (1474 – 1476);
— «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини (1505 – 1510);
— «Святой Доминик» Тициана (1565);
— «Бичевание Христа» Тициана (1560);
— «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана (1565);
— «Любовь земная и любовь небесная» Тициана (1515);
— «Мадонна с младенцем между Святым Игнатием Антиохийским и Онуфием» Лоренцо Лотто (1508; справа на фото — «портрет» Антонелло да Мессина);
— «Проповедь Иоанна Крестителя» Веронезе (1562).
«Проповедь Святого Антония Падуанского» Веронезе
 
Флейтист, Джорджоне, картина, галерея Боргезе, Рим, Giorgione
«Флейтист», Джорджоне

 
картины, галерея Боргезе, зал 20, зал Амура и Психеи
Картины

 
В центре зала стоит античная статуя мальчика, который принадлежал, вероятно, к роду Северов (возможно, это был Каракалла). До 1807 года здесь стояла скульптура «Кентавр и Амур», которая была подарена Наполеону и экспонируется сейчас в Лувре.

Камин в этом зале был сделан в 1782 году Агостино Пенна. Его передняя стенка украшена сценами жертвоприношений, а внутри покрыта разноцветными плитками.
 

Страстный певец, Джорджоне, галерея Боргезе, Giorgione
«Страстный певец», Джорджоне

 
картины, искусство, галерея Боргезе, зал 20, Рим
Картины

 
Достопримечательности поблизости: Национальный музей этрусского искусства, ворота Пинчиана, вилла Альбани, вилла Медичи, площадь Испании, Испанская лестница

 

Полезная информация о галерее виллы Боргезе в Риме

Где находится:
К северу от исторической части города
 

Как добраться:
Ближайшая станция метро Спанья (Spagna, линия А), находится в 1,5 км от галереи (около 30 мин пешком).

Автобусы 53, 63, 83, 92, 223, 360 или 910 до остановки Pinciana- Museo Borghese.
 

Адрес:
Италия, Рим, улица Пьяццале Шипионе Боргезе 5
Piazzale Scipione Borghese, 5, Rome (Roma), Italy (Italia)
 

Название на итальянском:
Galleria Borghese
 

Название на английском:
Borghese Gallery
 

Время работы:
Вторник – воскресенье с 9:00 до 19:00
Выходные: понедельники, 25 декабря, 1 января
 

Телефон:
Для бронирования билетов:
(+39 06) 32 810 (понедельник – пятница с 9:00 до 18:00,суббота – с 9:00 до 13:00)

По другим вопросам:
(+39 06) 84 16 542 (где 39 — телефонный код Италии, а 06 – код Рима)
(+39 06) 84 17 645
(+39 06) 84 13 979
 

Факс:
(+39 06) 88 40 756
 

Сайт:
http://galleriaborghese.beniculturali.it/ (на итальянском и испанском)
 

E-mail:
ga-bor@beniculturali.it
info@tosc.it (по поводу бронирования билетов)
 

Координаты:
41.914161, 12.492167
GPS: 41°54’51.0″N 12°29’31.8″E
 


 
Цена входного билета:
Взрослый: 13 евро
Для молодёжи из ЕС от 18 до 25 лет: 6,5 евро
По средам с 17:00 до 19:00, с 10 января по 10 февраля и в ноябре: 8 евро для всех
Бесплатно: граждане ЕС младше 18 лет, студенты архитектурных факультетов
+ 2 евро все вышеперечисленные группы туристов должны платить за бронирование каждого билета (Presale fee) + минимум по 2 евро за билет берут сайты-посредники (например, тот, который указан выше). Таким образом, взрослый билет стоит 17 евро, для молодёжи – 10,5 евро, со скидкой по средам и в ноябре – 12 евро, а для молодёжи младше 18 лет и студентов – 2 евро.
Абсолютно бесплатно (без сбора за бронирование): инвалиды ЕС и их сопровождающие.
Бесплатно для обладателей Roma Pass, если галерея является первым музеем, который они посещают. Требуется бронировать билет заранее по телефону, указанному выше. Билет следует забирать в кассе галереи на цокольном этаже за 30 минут до выбранного времени, имея с собой Roma Pass и подтверждение бронирования.

Цены на 2017 год.

Подробно процедура бронирования и оплаты билетов описана тут
 

Условия:
Билет всем категориям туристов необходимо покупать заранее по Интернету или по телефону.
Максимальная длительность пребывания внутри составляет 2 часа.
Есть бесплатный wi-fi.
Внутри можно фотографировать без треножников и вспышек.
Купленный билет нельзя вернуть или обменять.
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!
Добавляйте в закладки, Яндекс с Гуглом ищут всё хуже и хуже!



 

Статьи на ту же тему:

Погода в Риме по месяцам
Пантеон
Алтарь Мира
Триумфальная арка Константина
Температура воды в Риме