Мост Святого Ангела / Рим

Мост Святого Ангела, РимМост Святого Ангела, построенный более 1900 лет назад, это один из двух мостов, которые сохранились в Риме со времён античности. Он связывает исторический центр Рима с Ватиканом и поэтому является символическим местом встречи мирского и духовного.
 

Римские мосты

Римская цивилизация была основана на восточном берегу реки Тибр в VIII веке до н.э. По реке переправляли товары, строительные материалы, в ней ловили рыбу, она же служила границей между двумя враждующими племенами – этрусками и латинами. Первые переправы по Тибру были паромными и находились в той части реки, где течение было наиболее спокойным, то есть, ниже острова Тиберина. Здесь же около 621 года до н.э. был построен первый деревянный свайный мост, на приблизительном месте которого сейчас находится понте Субличо («субличиус» переводится как «сваи»). Первые мосты строили из дерева без использования металла для того, чтобы их можно было быстро разрушить или сжечь при приближении противника. Первый каменный мост на деревянных сваях через Тибр римляне построили в 179 году до н.э., а в 142 году до н.э. его деревянные сваи были заменены на каменные арки.

В Риме существовало четыре типа мостов: 1) частные, 2) для людей и повозок, проходящих через город транзитом, 3) поддерживающие акведуки и 4) общественные городские (как, например, мост Святого Ангела)
 

мост Святого Ангела, Рим, Ponte Sant Angelo
Надпись в начале моста

 

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела изначально назывался «мост Элия» в честь императора Элия Адриана, который построил его в 134 году. Этот мост соединял Марсово поле на одном берегу и мавзолей Адриана (современный замок Святого Ангела) на другом.

Основным строительным материалом был камень: травертин с внешней стороны и туф с внутренней, что хорошо видно, если посмотреть под одну из центральных арок. Травертин это плотный известняк белого цвета; менее пористый, более долговечный и монолитный, чем туф. Мост не был полностью построен из травертина потому, что он тяжелее и дороже туфа.
 

травертин, туф, мост ангела, Рим, строительные материалы, римский мост, загадка, roman bridge
Хорошо видна серая «изнанка» моста

 
Не сохранилось никаких свидетельств того, как именно был создан мост Святого Ангела, однако, очевидно, что его строители использовали принятые во втором веке стандартные методы конструирования каменных арочных мостов. В тех местах, где планировалась установка опор моста, делали кессоны для подводных работ – по два кольца из жердей, обмазанных глиной. После этого в дне реки делались углубления для фундаментов опор. Римляне обычно копали, пока не доходили до определённого почвенного горизонта, а тех случаях, когда это было невозможно – вбивали в дно деревянные жерди. Благодаря отсутствию кислорода патогенные бактерии неспособны выживать и размножаться, поэтому деревянные основания мостов могут быть неожиданно надёжными и долговечными.
 
строительные леса, арочный мост
Строительные леса для каменного арочного моста, 1932

 
Для того чтобы уменьшить разрушительную силу воды, на основании строили водозащитные барабаны в форме ромба, угол которого был направлен против течения. Таким образом, вода рассекалась и более плавно обтекала опоры. Арки моста собирали из камней трапециевидной формы. Поскольку вся конструкция была очень неустойчива до тех пор, пока на месте не будут установлены все замковые камни (самые крупные вверху), использовались сложные строительные леса. Там, где арки доходили до берегов, строилась стена или большие колонны, способные выдержать давление моста (в случае с мостом Святого Ангела это две 12-и метровые стены).
 
Тибр, река Тибр, Рим, мост Ангела, панорама Рима
Вид на реку Тибр, мост Ангела и улицу Банко-ди-Санто-Спирито

 
Строительство моста к мавзолею Адриана должно было дорого обойтись императору, поскольку для него требовалось много квалифицированных рабочих из разных областей. Так, поскольку его строили без цемента, требовалось вырезать камни идеально точно, чтобы они подходили друг к другу как ключ и замочная скважина. Строительство лесов для арок было также непростой задачей. Кроме того, дорогими были сами материалы и их транспортировка до места.

Длина построенного моста составила 90 метров. Он состоит из пяти арок, диаметр которых равняется 9 метрам.
 

мост Ангелов, Рим, мост Святого Ангела, достопримечательность, Ponte Sant Angelo, Rome
Вид на мост Ангелов с замка. Красным кружком обведён острый угол водозащитного барабана

 
Римский мост Святого ангела упоминается в «Аде» Данте – части «Божественной комедии», которую он писал с 1308 по 1320 годы. В нём описано два потока паломников, которые в 1300 году (в первый в истории Юбилейный год), шли по нему в Ватикан.

К раннему Средневековью (V – XI вв.) настоящее название моста было забыто и паломники, которые после разрушения моста Нерона (совр. мост Виктора Эммануила II) вынуждены были идти по нему к базилике Святого Петра, стали называть его «мост Святого Петра». Современное название он получил благодаря легенде. Она гласит, что в VI веке, когда Рим вымирал от чумы, на вершине мавзолея Адриана появился Архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I объявил, что тот был предвестником скорого окончания эпидемии, после чего мавзолей был переименован в «замок Святого Ангела», а мост Элия, соответственно, в «мост Святого Ангела». Позже на крыше замка была установлена огромная статуя Архангела Михаила.
 

мост Ангела, Рим, Святой Ангел, скульптуры, набережная, Ponte Sant Angelo, Rome
Вид на мост от замка

 
В 1450 году на этом мосту среди толпы паломников, стремящихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, из-за чего началась паника, и люди продавили балюстраду. 172 человека упало с моста и утонуло. Впоследствии были разрушены несколько домов и римская триумфальная арка, которые перегораживали путь на мост.

С 1488 по 1534 годы на левой стороне моста  выставляли на всеобщее обозрение тела людей, казнённых на соседней площади пьяцца-ди-Понте.
 

вход в замок ангела, Рим, набережная, Тибр, мост Ангелов, Castel Sant Angelo, entrance, Rome
Вид на мост и на вход в замок Святого Ангела

 
В 1535 году на доходы, полученные в виде сбора за проезд по мосту, папа Климент VII заказал две статуи: скульптору Лоренцетто – апостола Петра, держащего книгу, на пьедестале которого было написано «Rione XIV», а скульптору Паоло Романо – апостола Павла, держащего сломанный меч и книгу, на пьедестале которого было написано «Borgo». Впоследствии Раффаэлло да Монтелупо (1505 – 1567) при папе Павле III (1534 – 1549) создал ещё четыре статуи евангелистов и патриархов, а также скульптуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея. В 1669 году папа Климент IX распорядился заменить крошащиеся гипсовые статуи ангелов новыми. Работа была поручена скульптору Лоренцо Бернини (1598 – 1680), для которого она оказалась одной из последних. Согласно его проекту, все десять ангелов должны были держать орудия Страстей Христовых. Лично Бернини сделал только две скульптуры – ангела с надписью «I.N.R.I.» и ангела с терновым венцом. Они не были установлены на мосту, поскольку Климент IX забрал их в своё распоряжение (сейчас они находятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте).

В конце XIX века, во время строительства набережной, два пролёта римского моста, соединявшие его с берегами, были разрушены и заменены новыми.
 

замок святого ангела, мост Святого ангела, Рим, римляне, туристы в риме, древний мост, rome in September, cloth
Вид на мост и на замок Ангела с противоположной стороны

 

Ангелы на мосту

На левом берегу, противоположном замку Святого Ангела, на входе на мост стоят статуи Петра (слева) и Павла (справа).
 

Апостол Павел, статуя, Рим, мост, Statue of the Apostle Paul, Rome
Апостол Павел

 
статуя Апостола Павла, Рим, мост Ангела
Статуя Апостола Павла (на мосту справа)

 
Апостол Пётр, статуя, Рим, мост, Statue of the Apostle St. Peter. Rome
Апостол Пётр

 
Святоё Пётр, статуя, Рим, мост, Statue of St Peter
Статуя Св. Петра (слева на мосту)

 

Ангел с колонной

Скульптор Антонио Раджи.
Подпись: «Tronus meus in columna» («престол мой во столпе облачне», книга Премудрости Иисуса 24:4).
Эпизод из Страстей: в римские времена пленников, в том числе Иисуса, бичевали, привязывая к невысоким колоннам.
Раджи работал с Бернини с 1647 года и стал одним из его лучших ассистентов. Он помогал ему и при строительстве фонтана Четырёх рек на пьяцца Навона, и при создании капеллы Киджи в базилике Санта-Мария-дель-Пополо, поэтому он очень хорошо понимал стиль Бернини. Однако в случае с этой скульптурой он не последовал указаниям своего учителя. Бернини нарисовал ангела, который с трудом держит колонну, поскольку он наступил на своё одеяние, спадающее с плеч и при этом стягивающее руки. Вероятно, он хотел показать, что ангел также связан своей одеждой, как Иисус был связан предательством своих же учеников. Однако ангел Раджи держит колонну с видимой лёгкостью, и его одежда свободно свисает с плеч. Выражение его лица исступлённое, волосы развиваются, а накидка выглядит так, как будто бы ангел стоит на сильном ветру. Облако, на которое он ступает, растрёпанное и вздымающееся.
 

мост ангела, ангел с колонной, angel with a column, rome
Ангел с колонной

 
ангел с колонной, мост святого Ангела, Рим, достопримечательность, статуя, Rome, angel with a column
Ангел с колонной, вид с середины моста

 

Ангел с плетью

Скульптор Ладзаро Морелли.
Подпись: «In flagella paratus sum» («я готов на раны», Псалом 37:18).
Эпизод из Страстей: Понтий Пилат приказал высечь Иисуса перед распятием.
Широкие полоски кожи, из которых состоит плеть, складки одежды ангела, его волосы и даже сильно вздымающееся облако, на котором он стоит, всё закручено в движении, предполагающем удар. Крылья этого ангела с несколькими слоями перьев повёрнуты так, что одно видно со стороны Рима, а другое – со стороны замка. Кажется, что он с грустью созерцает плеть, но если встать под плетью, то видно, что он смотрит не на неё, а на стоящего человека. Этот ангел был сделан очень близким к тому, что нарисовал Бернини, поскольку он дал молодому скульптору маленькую глиняную модель в качестве образца. Морелли работал с ним над гробницей Александра VII в базилике Святого Петра.
 

ангел с плетью, моста ангела, Рим, Angel with the Whips, Rome
Ангел с плетью

 
мост Святого Ангела, мост, Рим, ангел с розгами, Angel with the Whips, Rome
Ангел с розгами, вид с середины моста

 

Ангел с терновым венцом

Копия скульптуры Бернини создана Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «In aerumna mea dum configitur spina» («шип крепится на меня», Псалом 31:4 Латинской Библии).
Эпизод из Страстей: римские солдаты надели на Иисуса терновый венец перед тем, как распять.
Этот ангел очень открыто выражает свои эмоции, свою страшную скорбь из-за страданий Христа. Венец является символом слепоты людей, которые не смогли распознать Спасителя.
 

ангел с венцом, мост ангела, Рим, статуя, Angel with the Crown of Thorns, Rome
Ангел с терновым венцом

 
мост Ангела, Рим, ангел с венцом, статуя, Бернини, Angel with the Crown of Thorns, Rome
Ангел с венцом, вид с середины моста

 

Ангел со Спасом (вуалью Вероники)

Скульптор Козимо Фанчелли.
Подпись: «Respice faciem Christi tui» («посмотри на лицо Христа твоего», Псалом 84:9, Дуэйская Библия).
Эпизод из Страстей: когда Иисус нёс крест, женщина по имени Вероника вытерла ему лицо куском ткани, и его образ остался на этой ткани.
Ангел держит Спас обеими руками, как бы демонстрируя его нам. Ткань выглядит очень мягкой, поскольку символизирует сострадание, которое было проявлено к Иисусу во время его Страстей. Ангел смотрит прямо на вуаль, привлекая к ней внимание и проявляя уважение к реликвии. Он стоит на очень плоском облаке; его крылья, видимые только со стороны Рима, состоят из нескольких довольно больших перьев. Фанчелли, также, как Раджи, работал с Бернини над фонтаном Четырёх рек на пьяцца Навона. В постаменте, на котором стоит этот ангел, видна выбоина – это след от пушечного ядра, которое было выпущено в 1870 году во время сражений за присоединения Рима к Италии. Это ядро толкнуло статую в Тибр, но она был найдена, отреставрирована и установлена на своё место.
 

ангел со Спасом, мост Ангела, Рим, вуаль Вероники, статуя, Angel with the Sudarium, Rome
Ангел со Спасом

 
мост Святого Ангела, Рим, достопримечательность, ангел со Спасом, статуя ангела, Angel with the Sudarium, Rome
Ангел со Спасом, вид с середины моста

 

Ангел с одеждой и игральными костями

Скульптор Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «Super vestimentum meum miserunt sortem» («и об одежде моей бросают жребий», Псалом 21:19).
Эпизод из Страстей: римские солдаты забрали одежду Иисуса и разыграли её между собой в кости.
Ангел смотри вдаль, как бы показывая, что всё потеряно, и он не может даже осознать, что люди были способны на такое. Игральные кости лежат в складке одежды, которую он держит обеими руками. Мастерство Нальдини хорошо видно по реалистичности левой ноги ангела, закрытой накидкой.
 

статуя ангела, мост ангела, ангел с костями, Рим, Angel with the Garment and Dice, Rome
Ангел с игральными костями

 
ангел с игральными костями, мост, Рим, статуя, страсти Христовы, Angel with the Garment and Dice, Rome
Ангел с игральными костями, вид с середины моста

 

Ангел с гвоздями

Скульптор Джироламо Лученти.
Подпись: «Aspicient ad me quem confixerunt» («и они воззрят на Него, Которого пронзили», книга пророка Захарии 12:10).
Эпизод из Страстей: Иисус был прибит гвоздями к кресту.
Этот ангел уникален тем, что его тело выглядит непропорционально большим по сравнению с головой, а выражение лица не похоже ни на одного другого ангела на мосту. Правой рукой он демонстрирует один гвоздь, тогда как ещё два зажаты в его левой руке. Облако, на котором он стоит, выглядит как камень.
 

статуя ангела, ангел с гвоздями, мост ангела, Рим, статуя, Angel with the Nails, Rome
Ангел с гвоздями

 
ангел с гвоздями, мост ангела, Рим, статуя, Angel with the Nails, Rome
Ангел с гвоздями, вид с середины моста

 

Ангел с крестом

Скульптор Эрколе Феррата.
Подпись: «Cuius principatus super humerum eius» («владычество на раменах Его», книга пророка Исайи 9:6).
Эпизод из Страстей: Иисус был распят на кресте.
Эта скульптура сделана хуже остальных, потому что она скорее двухмерная, как рельеф, а не трёхмерная. Крест на плечах Иисуса символически связан с его царством. Феррата работал с Барнини и Риджи над капеллой Киджи церкви Санта-Мари-дель-Пополо. Он довольно точно следовал рисунку Бернини, хотя и сделал крест намного меньше того, каким он должен был быть.
 

мост ангела, ангел с крестом, статуя, Рим, Angel with the Cross, Rome
Ангел с крестом

 
ангел с крестом, мост святого ангела, Рим, статуя, мост, замок ангела, Angel with the Cross, Rome
Вид на ангела со стороны замка

 
статуя ангела с крестом, моста ангела, Рим, достопримечательность, Angel with the Cross, Rome
Вид на ангела сбоку

 

Ангел с надписью «I.N.R.I.»

Копия скульптуры Бернини была сделана Джулио Картари.
Подпись: «Regnavit a ligno deus» («Господь воцарился с дерева»).
Эпизод из Страстей: табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса.
I.N.R.I. это аббревиатура от латинского «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Лицо этого ангела выглядит очень похожим на лицо Святой Терезы из капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа.
 

экстаз Святой Терезы, Бернини, скульптура, капелла Корнаро, достопимечательность, известная скульптура, ангелы и демоны, Ecstasy of Saint Teresa, Rome
Скульптура «Экстаз Святой Терезы» в капелле Корнаро

 
статуя ангела, мост ангела, Рим, Angel with the Superscription, Rome
Ангел с надписью inri

 
статуя ангела, Рим, мост ангела, inri, аббревиатура, статуя, Angel with the Superscription, Rome
Вид на ангела со стороны замка

 
мост Святого Ангела, Рим, достопримечательность, замок, статуя ангела, Angel with the Superscription, Rome
Статуя ангела, вид с середины моста

 
анггел, Бернини, статуя ангела, церковь, inri, мост Ангела, Angel with the Superscription, Rome, Bernini
Ангел работы Бернини в церкови Сант-Андреа-делла-Фратте

 

Ангел с губкой

Скульптор Антонио Джоргетти.
Подпись: «Potaverunt me aceto» («пытались напоить меня уксусом», Псалом 69:21).
Эпизод из Страстей: перед смертью Иисуса один из солдат надел губку, смоченную в «кислом вине», на палку и держал у его рта.
Ангел стоит на вздымающемся облаке; глубокие складки его одежды и перья крыльев прекрасно вырезаны. Он аккуратно держит копьё и внимательно смотрит на надетую на него губку. Джоргетти очень точно отобразил позу и одежду, нарисованные Бернини.
 

ангел с губкой, мост ангела, Рим, статуя ангела, Angel with the Sponge, Rome
Ангел с губкой

 
мост ангела, мост святого ангела, Рим, достопримечательность, что посмотреть, замок ангела, ангел с губкой, Angel with the Sponge, Rome
Статуя на фоне замка Святого Ангела

 

Ангел с копьём

Скульптор Доменико Гвиди.
Подпись: «Vulnerasti cor meum» («Пленила ты сердце мое», книга Песни Песней Соломона 4:9).
Эпизод из Страстей: после смерти Иисуса, перед тем, как снять его с креста, один из солдат пронзил его сердце копьём.
Ангел держит копьё приподнятым, как бы имитируя движение, которое произвёл солдат, и при этом с грустью смотрит за него – на того, на кого оно было направлено. Складки одежды ангела и зачёсанные назад волосы акцентируют внимание смотрящего на угол наклона копья. Эта скульптура должна была напоминать паломникам о страдании, которое причинили Иисусу людские грехи.
 

статуя ангела, ангел с копьём, мост ангела, Рим, статуя, Angel with the Lance, Rome
Ангел с копьём

 
мост святого ангела, Рим, статуя ангела, ангел с копьём, замок, Angel with the Lance, Rome
Статуя на фоне замка Святого Ангела

 
В соответствии с каноном, все ангелы стоят на мраморных облаках разного размера.

 
Достопримечательности поблизости: замок Святого Ангела, церковь Санти-Челосо-э-Джулиано (16 в.), фонтан Тор-ди-Нона (1925), церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро (16 в.), церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини (1734), церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина (1566)

 

Полезная информация о мосте Святого Ангела в Риме

Где находится:
Перед замком Святого Ангела
 

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Оттавиано (Ottaviano, линия А) и Лепанто (Lepanto, линия А).

Автобус 280 до остановки Lungotevere Tor Di Nona- Rondinella.
Автобуса 34, 40, 46, 62, 64, 190F, 916, 916F, 982, N5, N15 или N20 до остановки Corso Vittorio Emanuele- Ponte Vittorio.
Автобус 40 до остановки Borgo Sant’Angelo.

Остановка туристического автобуса Vaticano.
 

Адрес:
Италия, Рим, район Борго
Borgo district (rione Borgo), Rome (Roma), Italy (Italia)
 

Название на итальянском:
Ponte Sant’Angelo
Pons Aelius
 

Название на английском:
Aelian Bridge
Sant’Angelo Bridge

Время работы:
Круглосуточно
 

Телефон:
нет
 

Сайт:
нет
 

E-mail:
нет
 

Координаты:
41.901754, 12.466453
GPS: 41°54’06.3″N 12°27’59.2″E
 


 
Цена входного билета:
Бесплатно
 
Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Слон Бернини и обелиск / Рим
Пантеон / Рим
Фонтан Моисея / Рим
Пьяцца-делла-Ротонда / Рим
Погода в Риме по месяцам