Триумфальная арка Константина / Рим

Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.
 

 
Что такое триумфальная арка
Триумфальные процессии в Риме
История арки Константина и вопросы
Выбор места для арки
Описание арки
северный фасад (со стороны Колизея)
южный фасад (со стороны форума)
короткие стороны
внутренняя часть арки
пояснения к описанию
Полезная информация (карта, как добраться, время работы и т.д.)
 

Что такое триумфальная арка

Триумфальные арки в Риме были постоянными монументами, построенными в память об однодневной триумфальной процессии. Арки в Риме начали строить в Республиканский период (509 – 27 г. до н.э.), однако, из-за того, что все они были сделаны в основном из дерева, ни одна из них не сохранилась. В Имперский период (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) триумфальный арки возводили из более долговечных материалов, например, из цемента и мрамора. Те из них, которые сохранились до нашего времени, были построены между I и IV веками.

Триумфальные арки строили не в честь военного триумфа, как можно было бы предположить, а для превознесения силы и славы конкретного императора. В Риме было построено около 50 арок, ещё 50 возвели на Апеннинском полуострове, 36 в Галлии и 118 в Африке.

Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.

Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.
 

триумфальная арка Константина, главная арка, Рим
Северный фасад арки

 

Триумфальные процессии в Риме

Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.

Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.

Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям:

— занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
— разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
— быть провозглашённым своими солдатами императором;
— вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
— получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.

Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой. До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.
 

триумфальная процессия, триумфальное шествие, Рим, карта, ритуал триумфа, древний Рим
Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме

 
Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.

Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор. Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).

Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути, поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.
 

южный фасад, арка Константина, со стороны форума, что посмотреть, вокруг Колизея
Южный фасад арки

 

История арки и вопросы

После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста, которая произошла 28 октября 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 июля 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.

Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).

Поскольку арка состоит из деталей разных периодов, история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.

Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.

В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, арку Януса и арку Тита). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.
 

Арка Константина, Рим, достопримечательность, триумфальная арка, главная
Вид на арку Константина со второго уровня Колизея

 

Выбор места для арки Константина

Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача: им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.
 

арка Константина, фонтан Мета Суданс, Рим, Meta Sudans, Arch of Constantine
Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс

 

Описание арки

Северный фасад (со стороны Колизея)

Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.

На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака, создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.

Над центральной частью расположена надпись, идентичная с обоих фасадов. Она гласит:

IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
· TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT

«Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».
 

центральная надпись, арка Константина, Рим
Надпись на южной стороне арки

 
Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами, но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.

Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой/божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.

По сторонам от надписи, над малыми арками, находится по паре рельефных панелей из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
— император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
— император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
— император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
— император, допрашивающий германского пленника.
 

статуи, даки, арка Константина, Рим
Две панели слева и два дака

 
даки, арка Константина, панели, деталь
Две панели справа

 
Пары круглых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.

На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
— охотна на кабана;
— принесение жертвы Аполлону;
— охота на льва;
— принесение жертвы Геркулесу

Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром, однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.
 

рельефные панели, арка Константина, достопримечательность, детали
Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры

 
рельефные панели, порфир, медальоны, арка Константина, триумфальная арка, Рим, деталь
Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам

 
Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X» (слева) и «VOTIS XX» (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).

Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели, созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).

С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.
 

плинт, основание колонны, рельеф, арка Константина
Основания (плинты) колонн на северной стороне арки

 
рельеф, плинт, основание колонны, Рим, горельеф, арка Константина
Крайний плинт справа на северной стороне

 
В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.
 
Виктории, богини победы, пазухи свода, арка Константина, Arch of Constantine, detail
Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне

 
речные боги, арка Константина, пазухи сводов, рельеф, Arch of Constantine, river gods
Речные боги над аркой слева

 
речные боги, арка Константина, деталь, горельеф, пазухи свода
Речные боги над правой аркой

 

Южный фасад (со стороны форума)

Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.

На верхних рельефах над боковыми арками изображено (слева направо):
— пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
— пленник, которого привели к императору;
— император произносит речь перед армией;
— император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка
 

статуи даков, даки, рельефные панели, триумфальная арка Константина, Dacians, Arch of Constantine
Даки и две панели слева

 
скульптуры, рельефные панели, деталь, арка Константина, дак, достопримечательность
Даки и панели справа

 
Ниже в круглых медальонах над боковыми арками изображено (слева направо):
— отправление на охоту;
— принесение жертвы Сильвану;
— охота на медведя;
— принесение жертвы Диане

На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.
 

осада Вероны, Константин, рельеф, арка Константина
Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны

 
битва у Мульвийского моста, Константин, рельеф, рельефная панель, арка Константина, Arch of Constantine, Battle of Milvian Bridge
Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста

 
Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X» (слева) и «SIC XX» (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.
 
плинт, основание колонны, арка Константина, богиня Виктория, рельеф, Detail of plinth, Arch of Constantine
Плинт в центре

 
рельеф, богиня Виктория, Рим, основание колонны, триумфальная арка Консатнтина
Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)

 
пазухи свода, арка Константина, деталь, богиня Виктория, архитектура, горельеф, Spandrel
Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны

 
речные боги, Рим, мифология, арка Константина, рельеф, пазухи свода, античность
Речные боги над левой аркой с южной стороны

 
речные боги, рельеф, замковый камень, арка, триумфальная арка, Константин, Рим
Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне

 

Короткие стороны

На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из греческого пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.
 

император Траян, даки, рельефная панель, арка Константина, триумфальная арка, деталь, секонд хэнд в архитектуре, Рим
Верхняя панель на западной стороне

 
архитектура, арка Константина, деталь, восточная сторона, красивый, архитектурный пояс, римский рельеф
Верхняя панель на восточной стороне

 
Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.
 
персонификация луны, арка Константина, Рим, рельефная панель, рельеф, Arch of Constantine, Moon
Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана

 
персонификация солнца, солнце на колеснице, арка Константина, рельеф, круглый рельеф, Константин входит в Рим
Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)

 

Внутренняя часть арки Константина

Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.

Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись, подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
«LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
«FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)
 

рельефная панель, освободитель города, арка Константина, Траян и даки
Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»

 
Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.
 
разрушенные бюсты, арка Константина, деталь, история, сколько арок
Бюсты в боковой арке

 
бюсты в арке, арка Константина, разрушение, что посмотреть
Бюсты в боковой арке

 

Пояснение к описанию

Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона, который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.

Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?

Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
— разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
— усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
— усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
— сознательное отторжение классического стиля.

Почему были использованы детали других памятников?

— помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
— арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
— скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
— у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.
 

арка Константина, Рим, Arch of Constantine
Вид на северный фасад арки с Колизея

 
Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус

 

Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме

Где находится:
Между Колизеем и форумом
 

Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)

Остановка туристического автобуса Colosseo
 

Адрес:
Италия, Рим, район Челио, улица Сан-Грегорио (Святого Григория)
San Gregorio street (Via di San Gregorio), Celio district (rione Celio), Rome (Roma), Italy (Italia)
 

Название на итальянском:
Arco di Costantino
 

Название на английском:
Arch of Constantine
 

Время работы:
Круглосуточно
 

Телефон:
нет
 

Сайт:
нет
 

E-mail:
нет
 

Координаты:
41.889775, 12.490661
GPS: 41°53’23.2″N 12°29’26.4″E
 


 
Цена входного билета:
Бесплатно
 

Отзывы:
Арка по периметру огорожена забором из мелкой сетки, поэтому пройти через неё или подойти близко нельзя.
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Табуларий / Рим
Пантеон / Рим
Арка аргентариев / Рим
Мост Святого Ангела / Рим
Площадь кошек / Рим
Алтарь Мира / Рим
Погода в Риме по месяцам