>

Золотой дом Нерона – Домус Ауреа или Domus Aurea / Рим

Золотой дом Нерона (Domus Aurea или Домус Ауреа) в Риме: история дворца, его размер и составные части, зачем он был построен, где находится вход, экскурсии в Золотой дом.
 

Содержание:

История
Размер
Зачем он был построен
Колосс
Пруд
Открытые части дворца
Восьмиугольный зал
Дальнейшая история
Открытие для посетителей
Полезная информация (где находится, сколько стоит вход, как купить билет, условия и др.)

 

История

Ни один из правителей до Нерона не был настолько предан искусству, что не считался ни с расходами, ни со временем, ни с жертвами. Только ему могло прийти в голову перенести частичку природы в самый центр густонаселённого города и создать невероятный проект, подобного которому Рим ещё не видел.

Нам ничего не известно об основании и о самых ранних стадиях проекта строительства дворца Нерона. Вероятно, оно началось около 60 года, то есть, вскоре после того, как Нерон убил свою мать Агриппину Младшую. Необходимости в новой резиденции у него не было, поскольку он унаследовал великолепный дом – так называемый «дворец Тиберия» (Домус Тибериана или Domus Tiberiana), построенный во времена правления императоров Тиберия и Калигулы, и занимавший, по меньшей мере, всю западную часть Палатинского холма.
 

золотой дом, золотой дворец, Нерон, Домус Ауреа, реконструкция, вероятный вид
Пятисторонний двор и восьмиугольный зал. Вероятный вид

 
Название дворца Нерона «Домус Ауреа» («Золотой дом»; ударение на первую «а») имеет древнее происхождение. Наиболее известное высказывание о нём принадлежит древнеримскому писателю Светонию в книге «Жизнь двенадцати цезарей» I-II веков: «Но более всего был он расточителен в постройках. От Палатина до самого Эсквилина он выстроил дворец, назвав его сначала Проходным [прим. Домус Транзитория или Domus Transitoria], а потом, после пожара и восстановления, — Золотым [прим. Домус Ауреа или Domus Aurea]. О размерах его и убранстве достаточно будет упомянуть вот что. Прихожая в нём была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора ростом в сто двадцать футов; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри был пруд, подобный морю, окружённый строениями, подобными городам, а затем – поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них – множество домашней скотины и диких зверей. В остальных покоях всё было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и жемчужными раковинами; в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днём и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли солёные и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящён, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески».
 
>>> Читайте также: Галерея Боргезе… (в новой вкладке)
 
О Домус Транзитория практически ничего не известно из-за того, что он сначала сгорел при пожаре, а потом на его месте был построен Домус Ауреа. Вероятно, это была цепочка не очень больших конструкций, втиснутых между коммерческими зданиями, по которой Нерон мог спокойно перемещаться из дворца Тиберия в сады Мецената, находившиеся на Эсквилинском холме. Пожар дал возможность построить нечто большее, нечто грандиозное. Нерон работал над проектом своего собственного дворца на протяжении всего своего правления. Таким образом, сам Домус Ауреа строился с 64 года (года большого пожара) до 68 года (года смерти Нерона). Его архитекторами были, согласно записям Тацита, Северий и Целер. Первого принято считать собственно архитектором, а второго – инженером, хотя это всего лишь версия, которой принято придерживаться. Однозначно, что самим строительством занимался только один человек.
 
Нерон, картина, Римский Цезарь, пожар, Рим, нерон и пожар
Картина Римский Цезарь неизвестного автора (ок. 1750 — 1830)

 
Создание дворца стало возможным благодаря пожару, поскольку он освободил большие пространства в самом центре города, которые Нерон смог беспрепятственно занять. Существует довольно известная картина Карла Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим». При этом по более достоверным данным, Нерон не устраивал пожар в Риме, и его даже не было в это время в городе. Однако при строительстве дворца были, действительно, использованы стены зданий, стоявших здесь до него.
 
Нерон, Пилоти, картина, реиный Рима, пожар в Риме, Нерон и пожар, Рим
Нерон на Ркинах Рима, картина Карла Теодора фон Пилоти

 
N.B. Следует различать сам новый дворец Нерона и весь комплекс, который тоже называется «Домус Ауреа». «Загородный» дворец стоял на Эсквилинском холме, тогда как комплекс, состоявший из зданий и строений разных периодов: дворца на Палатине (где династия Юлиев-Клавдиев жила на протяжении десятилетий), искусственного озера в долине, неизвестных построек на Целие, а также огромного парка, занимал Эсквилинский и Палатинский холмы, а также всё пространство между ними. Здание Золотого дворца пока что не раскопано полностью, и посетить можно только его Эсквилинское крыло.
 
план, стенд, карта, Золотой дом Нерона, Домус Ауреа, экскурсия
План открытой части дворца (подробнее см. ниже)

 

Размер Домус Ауреа

Мы не знаем точно, где комплекс Домус Ауреа начинался и где заканчивался. Были ли у него какие-то чёткие границы. Были ли он окружён неким забором или стеной. Как люди в него входили – через одни монументальные ворота на западной стороне или через множество дверей во всех концах домуса. Кто имел доступ внутрь? Пока что единственное, на чём могут быть основаны наши предположения, это свидетельства современников (Сенеки и других). Поэт Марциал (40 – 104) жаловался, что один этот дом занимает весь город. Плиний Старший (22 – 79) дважды косвенно говорил о том, что Золотой дворец окружил Рим. Анонимный пасквиль подтверждал размеры Домус Ауреа: «Город превращается в дом: граждане, переезжайте в Вейи, пока дом не занял и Вейи».
 
>>> Читайте также: Как добраться из аэропорта Рима в город… (в новой вкладке)
 
Более-менее подробный рассказ о главном дворце есть у писателя Светония (70-126): он по порядку описывает вестибюль, озеро, другие здания, открытый двор, и затем говорит «в других частях всё было покрыто золотом и утыкано драгоценными камнями и жемчужинами», после чего его виртуальный тур переходит в столовые и бани. Возможно, что дом Ненрона, как и театр Помпея на «золотой день» в мае 66 года, был покрыт золотом не только внутри, но и снаружи. Это могло быть сделано Нероном из любви к впечатляющим световым эффектам.
 

Золотой дом, Домус Ауреа, Рим, размер
Приблизительный размер комплекса Золотого дома (закрашенная часть карты)

 
Существует версии о том, что размеры комплекса Золотого дома сильно преувеличены, что могло произойти из-за недопонимания в оценке того, какие здания в него входили. В настоящее время считается ,что его площадь составляла около 2,5 кв. км.

Само здание Золотого дворца могло простираться дальше на север – то есть, возможно, подпорная стена террасы Эсквилинского крыла не была его северной границей.
 
>>> Читайте также: Мавзолей Августа… (в новой вкладке)
 
Центром комплекса Домус Ауреа был Палатин – место, где Нерон занимался государственными делами. Эсквилинскую же виллу, судя по всему, он строил как загородный дом. Как писал Тацит, Золотой дворец ни по архитектуре, ни по убранству не превосходил дома других римских аристократов. Единственное, чем он отличался от них, было удобное положение в границах города, а не за его пределами.

Одно можно сказать точно – Золотой дом не был «домом» в традиционном понимании. Это был комплекс зданий с садами, озером, бассейнами. И маловероятно, что он был предназначен только для одного человека. Возможно, что он был открыт для всех (см. вторую версию в разделе «зачем он был построен»).
 


 

Зачем он был построен?

Самая распространённая версия заключается в том, что Золотой дом должен был быть дворцом бога Солнца, то есть, Нерона-Гелиоса. Главным защитником этой теории считается норвежский историк искусства Лоранж, а противниками – археологи Тойнби и Аксель Бётиус.

Нельзя отрицать, что Нерон хотел, чтобы его ассоциировали с богом, однако нет никаких свидетельств того, что он или кто-либо другой утверждал, что он является богом. Судя по свидетельствам (записям, монетам, подписям на статуях) Нерон начал официально выстраивать ассоциацию себя с Аполлоном с 59 года (после убийства Агриппины), а с богом Соль или Гелиосом – только с 64 года (после большого пожара). Аполлон и Соль символизировали две главные страсти Нерона – игру на лире и гонку на колесницах.
 
>>> Читайте также: Погода в Риме по месяцам… (в новой вкладке)
 
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать и, например, бронзовые римские монеты, на которых Нерон, начиная с 64 года, изображался в диадеме с острыми исходящими «лучами», или же сам Колосс с чертами Нерона.

И бронзовый Колосс, и «золотая» резиденция на вершине Эсквилинского холма, своим сиянием и положением должны создавать ассоциации с Соль-Гелиосом. Интересно, что дворец был развёрнут фасадом на юг, благодаря чему он освещался на протяжении большей части дня.
 

золотой дворец Нерона, Золотой дом, Рим, достопримечательность, как выглядел
Как выглядел Золотой дворец Нерона. Реконструкция с сайта altair4

 
Вторая, менее известная, версия заключается в том, что Нерон хотел быть для римлян своего рода круглогодичным «королём Сатурналий» (princeps Saturnalicius) в мини-копии Байи в самом центре Рима (Байи был роскошным городом-курортом – «убежищем порока», как называл его Сенека). В период проведения Сатурналий вся серьёзная коммерческая деятельность прекращалась, разрешалось употреблять алкоголь, играть в азартны игры, одеваться во что хотелось, можно было дарить друг другу подарки, домашним рабам разрешалось есть со своими хозяевами и иногда они даже на время менялись ролями. Первоначально Сатурналии отмечали только один день – 17 декабря, однако позже их празднование было продлено до 23 декабря. Нерон, возможно, хотел ввести сатурналийские обычаи в повседневную жизнь римлян не только для того, чтобы поразвлекать себя, но и чтобы стать ближе к своему народу, что в те времена не приветствовалось правящим классом, в свою очередь, ненавидевшим Нерона.
 
>>> Читайте также: Можно ли в Риме пить воду из-под крана… (в новой вкладке)
 
Ещё в 64 году, до великого пожара, Нерон стал известен тем, что давал для всех римлян огромные банкеты и вёл себя так, будто Рим – это его дом, а люди в нём – его гости. То есть, он мог хотеть действительно превратить эту часть города в свой дворец и дать в нём римлянам ту свободу, какую они получали во время Сатурналий.

Однозначных подтверждений ни у той, ни у другой версий нет.
 

 

Колосс

Колосс это мраморная скульптурная репрезентация Нерона (или похожего на него человека) в качестве бога Солнца с атрибутами солнца, которая была создана греческим скульптором Зенодором. Она стояла во внешнем дворе Золотого дома, по периметру окружённого тройной колоннадой длиной около 1600 метров. Вероятно, Нерон хотел, чтобы его статуя напоминала колосс Родосский – одно из легендарных Семи чудес света.
 

Колосс, Рим, статуя, Нерон, император
Вероятный вид и размер Колосса

 
Мы точно не знаем, как выглядел этот Колосс. Однако существуют два его изображения – одно (точное) на медальоне Гордиана III, и второе (вероятное) – на аметисте, хранящемся в Берлине. Судя по этим рельефам, Колосс представлял собой фигуру стоящего коренастого мужчины в «лучащемся» венке. Его левую руку поддерживала колонна, а правая рука лежала на кормиле (символ власти над морем). В левой реке он, вероятно, держал глобус (символ власти над землёй). Либо же, по другой версии, левая рука была пуста, а правой он пронзал глобус кормилом.
 
Колосс, римские монеты, изображения
Два достоверных изображения Колосса

 
Высота Колосса составляла 120 римских футов (35,5 метров).

После смерти Нерона черты Колосса были изменены таким образом, чтобы он больше не напоминал опального императора. В 128 году он был передвинут на северо-западную сторону амфитеатра Флавиев. Он стоял там, по крайней мере, до V века. Возможно, в конце VI века папа Григорий I приказал убрать этот языческий символ из центра Рима. До относительно недавнего времени на этом месте в Риме можно было видеть пьедестал этой статуи.
 

Колосс, Колизей, Рим, гравюра
Колосс, передвинутый на западную сторону Колизея

 
На месте двора, в котором стоял Колосс, был построен храм Венеры и Ромы, часть которого впоследствии заняла церковь Санта Франческа Романа.

 

Пруд

Когда Нерон пришёл к власти, в Риме было два крупных искусственных водоёма – стагнум Агриппы и навмахия Августа. Нерон же в самом сердце своего Золотого дворца создал третий водоём – стагнум Нерона (stagnum Neronis), который он окружил павильонами и парками с экзотическими животными. Светоний писал: «Там был также пруд, похожий на море, окружённый зданиями, символизирующими города». То есть, возможно также, что стагнум Нерона должен был символизировать Кампанию или даже всё Средиземное море. Люди, которые смотрели на этот пруд с холма, могли видеть миниатюру известной им части мира. Вода в это озеро подавалось по акведуку Аква Клавдия.
 
>>> Читайте также: Пантеон… (в новой вкладке)
 
Стагнум Нерона уже при императоре Веспасиане (69 – 79 г.) был осушён и именно на его месте был построен Колизей (в котором, впрочем, тоже проводились навмахии). На самом деле, Колизей был назван так не из-за своих размеров, а из-за той огромной статуи Нерона, которая продолжала стоять возле него («колосс»). Официально он носил другое название – «Амфитеатр Флавиев».

Уже в XXI веке Археолог Клементина Панелла проводила раскопки в районе арки Константина и подтвердила наличие там искусственного озера, упомянутого Светонием. Однако она отметила, что оно было меньше, чем Колизей, и имело странную форму.

Эсквилинское крыло дворца Домус Ауреа не выходило напрямую на озеро.
 

Золотой дворец Нерона на современной карте

 

Открытые части дворца Домус Ауреа

Золотой дом был вытянутым зданием с двумя симметричными крыльями, между которыми находился восьмиугольный зал. В каждом крыле был большой пятисторонний двор, открытый с южной стороны, откуда можно было видеть большую часть комплекса Золотого дворца, а также прямоугольный двор с северной стороны. С южной стороны всего западного блока была колоннада. Фаббрини писал, что вдоль восточного блока также стояла колоннада, но по форме крыши она отличалась от западной.
 

план, схема, Золотой дом Нерона, Рим, Домус Ауреа, Domus Aurea, Rome, plan
План (красными кружками отмечены те комнаты, по которым проходит экскурсия)

 
Всего в нём было около 300 комнат (открыто около 150), причём, судя по отсутствию кухонь, дверей, туалетов, спален, служебных помещений и системы отопления, в этом дворце не жили, а только проводили время в окружении прекрасной природы и произведений искусства. Центральные комнаты каждой части дворца боли просторнее и красивее, чем периферийные залы. Часто у них была колоннада или по несколько больших окон (например, комнаты 29, 44, 80, 128).

Длина открытого Эсквилинского крыла составляет около 400 метров, ширина – около 50 метров; потолки, преимущественно, сводчатые и их средняя высота около 10-11 метров. В очень узких коридорах или залах были сделаны подвесные (фальшивые) потолки, чтобы визуально расширить пространство.
 

фальшивый потолок, комната 118, Домус Ауреа, Рим, suspended ceiling, Domus Aurea, Rome
Фальшивый потолок в комнате 118

 
Археологические раскопки Фаббрини показали, что, по крайней мере, у Эсквилинского крыла был второй этаж, куда можно было подняться по большой лестнице (комната 38). Вид второго этажа можно только предполагать, поскольку от него ничего не сохранилось (вероятно, его уничтожили при формировании основания бань Траяна).
 
>>> Читайте также: Вилла д’Эсте в Тиволи… (в новой вкладке)
 
Все холмы Рима были довольно плотно застроены и архитекторы дворца Нерона с большим умом использовали сохранившиеся после пожара здания. Северные стены комнат 70, 72, 75, 77 и 78, задние стены комнат 84-86, а также северная и западная стена комнаты 141 принадлежат более ранним строениям. В проекте дворца Нерона этим комнатам отводилась служебная роль; кроме того, они изолировали остальные помещения от сырости, исходящей от земли за их внешними стенами. Также полностью созданы из донероновых построек комнаты 7-17, 18, 18А, 19, 56-64.
 
зал 70, донероновая постройка, Золотой дом, Рим, Domus Aurea, room 70
Комната 70. Часть донероновой постройки

 
зал 70, фрески, помпейский стиль, Золотой дом Нерона, room 70, fresco, pompeian style, walla painting
Фрески на стене комнаты 70

 
Все части дворца, построенные при Нероне, так и большая часть комнат других эпох, были построены кладкой opus testaceum (ряды обожжённого кирпича, между которыми залит бетон).
 
римская кладка, виды, типы, архитектура
Виды римской кладки

 
К сожалению, украшения большинства залов практически полностью уничтожены. Роспись стен Золотого дворца связана с именем Фабулла – художника, о котором писал Плиний Старший. Благодаря своему уникальному стилю – строгому, но элегантному и лёгкому, с использованием таких цветов, как ярко-красный, голубой, малиновый, индиго и зелёный, Фабулл является единственным художником античности, работы которого можно идентифицировать. Большая часть фресок, покрывавших стены, относятся к так называемому «Четвёртому помпейскому стилю» — последнему стилю, созданному в Помпеях перед извержением Везувия. Археологи подтвердили, что при украшении стен использовалось золото и драгоценные камни. Сохранившиеся фрески подтверждают любовь Нерона к истории Трои – города, правители которого были прародителями рода Юлиев-Клавдиев.
 
Золотой дом Нерона, внутри, экскурсия
Стены, покрытые гипсом с фресками — эпохи Нерона, а кирпичные стены — времён Траяна

 
фрески, четвёртый помпейский стиль, Золотой дом Нерона, белый фон
Фрески на стене одной из комнат

 
Самые известные комнаты:

зал с совами на потолке (29 на карте; sala della volta delle civette) – его мотив часто использовался в картинах XVIII века;
нимфей Полифема и Одиссея (45 на карте; ninfeo di Ulisse e Polifemo). Хотя мозаика в центре потолка находится не в самом хорошем состоянии, но её идентифицировали благодаря тому, что она повторяет другие мозаики, найденные в Байях, в кастель Гандольфо и Тиволи;
 

Полифен, Одиссей, комната 45, Золотой дом, Рим, Odysseus, Polyphemus, medallion, room 45, Golden House of Nero, Domus Aurea
Полифен и Одиссей на потолке

 
нимфей, комната 45, Золотой дом Нерона, потолок, медальона
Потолок нимфея (комната 45)

 
нимфей, зал 45, Домус Ауреа, Золотой дом, Нерон, как выглядит
Нижняя часть нимфея с нишами в левой стене и источником воды справа

 
нимфей, золотой дом Нерона, реконструкция
Реконструкция нимфея

 
зал с золотым потолком (80 на карте, sala della volta dorata);
 
потолок, зал с золотым потолком, Домус Ауреа, Золотой дом Нерона, sala della volta dorata, Domus Aurea, room 80, golden ceiling room
Потолок комнаты 80

 
зал, комната, золотой потолок, реконструкция, Золотой дом, Рим, Домус Ауреа
Реконструкция зала с золотым потолком (80)

 
зал Ахиллеса на Скиросе (119 на карте, sala di Achille a Sciro), названный так по фреске, на которой, вероятно, изображён мифический эпизод, описанный Гомером: Ахиллес, чтобы не участвовать в Троянской войне, прячется на острове Скирос среди дочерей Ликомеда;
зал Гектора и Андромахи (129 на карте; sala di Ettore e Andromaca). На одно из мозаик потока здесь изображён Гектор, его жена и их сын Астианакт.
 
фреска, потолок, Гектор, Андромаха, комната 129, Золотой дом, Домус Ауреа, hector, andromache, room 129, Domus Aurea, Golden House of Nero
Фреска с прощанием Гектора и Андромахи в центре

 
потолок, Золотой дом, Домус Ауреа, комната 129, фрески
Потолок комнаты 129

 
В других залах сохранилось лишь небольшое количество фресок, которые также находятся в плачевном состоянии. Когда Домус Ауреа откроют для свободного посещения, можно будет посмотреть шесть групп донероновых фресок, например, фрески третьего помпейского стиля на лестнице (комната 38), фрески в комнате 70, геометрический мозаичный пол в комнате 73, фрески в комнатах 116-119, поверх которых при Нероне были нанесены росписи, и часть из них отпала (в комнате 116 также сохранился чёрно-белый мозаичный пол с геометрическим рисунком). Кроме того, интересны росписи в коридоре 131, остатки напольных мозаик и ниши в зале 123, фрески в криптопортике 79, в зале 76 и 42.
 
криптопортик, коридор 92, Домус Ауреа, Золотой дворец Нерона, cryptoporticus, room 92, Golden House
Криптопортик 92

 
криптопортик, коридор, что такое, Рим, Античность, Золотой дворец Нерона, Домус Ауреа, длинный коридор, узкий коридор, cryptoporticus, Domus Aurea
Криптопортик 92

 
Некоторые комнаты были украшены в одном стиле, например, 73-76 и 81; 65-68; 86-91 и 83.
 
комната, большой зал, Домус Ауреа, внутри, Золотой дом Нерона
Одна из больших комнат

 
комната 116, Домус Ауреа, Золотой дом Нерона, внутри, залы, достопримечательность, под землёй, экскурсия, room 116, Domus Aurea, Golden house of Nero
Комната 116

 
Северные комнаты были раскрашены в более темные тона, тогда как южные – в более светлые.
 
коридор, узкий, высокий потолок, Домус Ауреа, Золотой дворец, Рим, достопримечательность, corridor, Golden house of Nero, room 45a
Коридор 45а

 

 

Восьмиугольный зал

Восьмиугольный зад являлся центром дворца Домус Ауреа. Он был ориентирован по солнцу в момент осеннего равноденствия 64 года.
 

солнце, золотой дом, равноденствие, интересное, Рим, шедевр
Падение солнечного света через купол в полдень в день равноденствия (когда солнце светит под углом 48 градусов). Одна из многочисленных загадок дома Нерона. Рисунок Robert Hannah

 
Восьмиугольный зал, Золотой дом, Рим
Восьмиугольный зал (128)

 
Восьмиугольный зал, восьмиугольная комната, Домус Ауреа, Нерон, центральный зал
Восьмиугольный зал (128)

 
боковой зал, восьмиугольный зал, центральный зал, дворец Нерона, достопримечательность, Рим
Боковой зал

 
Дизайн восьмиугольного зала кардинально отличается от всего, что ранее было создано в греческой и римской архитектуре. Это была очень сложная постройка, которая изменила историю всей римской архитектуры. Архитекторы и инженеры Нерона с невероятной точностью знали, что можно, а что нельзя построить из бетона (opus caementicium), и поэтому могли позволить себе экспериментировать с формой. То есть, знаний было накоплено достаточно, чтобы римляне смогли отойти от греческих образцов, и при Нероне смогла произойти архитектурная революция.
 
сечение, Рим, архитектура, революция, Древний Рим, востмиугольный зал, золотой дом, Домус Ауреа, Нерон
Сечение: часть купола восьмиугольного зала и часть комнаты 125

 
восьмиугольный зал, реставрация, золотой дом Нерона, Домус Ауреа, центральный зал
Один из вариантов того, как мог выглядеть восьмиугольный зал

 
дверь, восьмисторонняя комната, Золотой дворец Нерона
Дверь, которая ведёт на улицу (на время реставрации закрыта)

 
Когда этот зал открыли, археологи предполагали что это та самая комната, которая, согласно записям Светония, вращалась в течение дня вслед за солнцем (coenatio rotunda). Последние находки свидетельствуют, что восьмиугольный зал этой комнатой не являлся.
 
отверстие, купол, Пантеон, Золотой дом Нерона, Рим
Отверстие в куполе как у Пантеона

 
купол, Домус Ауреа, Золотой дом, отверстие, своды, Domus Aurea, central room, octagonal room
Купол в центральной комнате Домус Ауреа ниже, чем у Пантеона

 

 

Дальнейшая история Золотого дворца

Нерон остался единственным императором, которому удалось построить виллу такого масштаба в границах Вечного города. Последующие императоры, например, Адриан с его резиденцией в Тиволи или Домициан с летним дворцом в Альбанских горах, предпочитали далёкие пригороды.

После смерти Нерона в 69 году его имя было предано «проклятью памяти» (Damnatio memoriae) – то есть, стёрто со всех памятников и из всех записей. Несколько последующих императоров пытались избавиться от дворца: его залы были разграблены, украдена вся мраморная отделка. Уникальные сады в центре Рима были быстро застроены общественными зданиями (в т.ч. был возведён Колизей). Сам дворец сохранился вплоть до пожара, который произошёл при императоре Траяне в 104 году. После пожара дворец был засыпан землёй с тем, чтобы выровнять холм и построить на нём огромные бани Траяна. В больших залах и дворах дворца были построены кирпичные стены, чтобы засыпанная земля не разъезжалась и не проседала без опоры (сейчас их легко определить по тому, что на них нет гипсового покрытия или штукатурки). Таким образом, весь дворец стал фундаментом для бань Траяна.
 

схема, бани Траяна, термы Траяна, Золотой дом, Рим
Наложение схемы Домус Ауреа на схему бань Траяна

 
После того, как в VI веке Рим сдался остготам и те отрезали его от питьевой воды, Оппийский холм был практически полностью покинут людьми, благодаря чему золотой дом Нерона, в отличие от остальной части античного Рима, относительно хорошо сохранился под землёй. Он был обнаружен лишь в XV веке, в период Ренессанса, когда один мальчик провалился в дыру на этом холме.

Пинтуриккоо, Рафаэль, Микеланжело (XVI в.) – все они черпали вдохновение в недавно открытых античных римских «пещерах» или «гротах» под холмом Оппио. Тогда никто не знал, что это залы огромного дворца, поэтому необычному стилю живописи, который был там обнаружен, дали название «гротеск».
 

грот, Домус Ауреа, фильм, гротеск
Как могли выглядеть эти гроты (кадр из фильма, который показывают туристам в начале экскурсии)

 
Во второй половине XVII века живописец Пиетро Санти Бартоли убрал землю из нескольких залов дворца и опубликовал серию рисунков древних фресок.

В 1758 – 1769 году при папе Клименте XIII прошли первые археологические раскопки, которые возглавлял британский архитектор О. Камерон. В 1774 году были открыты ещё 16 залов. Всё это происходило уже после обнаружения помпейских фресок, которые были похоронены в результате извержения Везувия в 89 году. В это время на поверхности Оппийского холма росли виноградники.

С 1811 по 1814 годы проходили раскопки под руководством архитектора Антонио де Романиса, который откопал ещё 50 залов. Таким образом, до XX века была открыта только часть западного блока (комнаты 7-64) и группа комнат пятистороннего двора.
 

земля, комната, врхеология, раскопки, Золотой Дом, Рим, Domus Aurea
Вот так выглядит засыпанная землёй комната

 
До 1980-х вход в Домус Ауреа был свободным. Но когда начались серьёзные археологические работы, он был закрыт.

Сейчас в Домус Ауреа проходит комплексная реставрация, которая будет стоить 30 млн. евро. До 2018 года дворец будет укрепляться, чтобы не повторился обвал, который случился в 2010 году, а после этого будет происходить реставрация внутренних пространств, которая займёт намного больше времени.

Многие залы остаются засыпанными, поскольку из-за сырости археологам сложно сохранить в целости фрески. Также не откапывают большие дворы и не убирают кирпичные подпорки времён Траяна – вероятность обрушения из-за толстого слоя насыпанной сверху земли очень высока.
 

колоннада, под землёй, стены Траяна, Домус Ауреа
Бывшая колоннада большого двора. Кирпичные стены времён Траяна, а оригинально это был просто большой открытый двор с портиками

 
Осталось раскопать около 30 процентов этого дворца, но археологи работают медленно и осторожно из-за высокой вероятности нанести вред древнему зданию. Кроме того, работы проходят в парке, разбитом над домом в 1871 году. Он оказал крайне негативное влияние на сохранность дворца Нерона, из-за того, что в нём были высажены огромные деревья, которые разрушили защищавший его фундамент бань Траяна, и проросли внутрь. В настоящее время убирается часть верхнего слоя земли, которая давит на своды, вырубаются и выкорчёвываются деревья, а также устанавливается специальная дренажная система, благодаря которой наверху по-прежнему будет расти трава, но вода с поверхности проникать внутрь не будет. Задача археологов – по крайней мере, наполовину сократить вес, давящий на свод дворца. Не планируется откапывать дворец полностью, поскольку он настолько адаптировался за эти 2000 лет, что просто рассыплется под воздействием городской атмосферы.
 
>>> Читайте также: Храм Геркулеса Победителя… (в новой вкладке)
 
Полностью обезопасить Золотой дом от проникновения воды планируется к 2020 году, потратив на это больше 30 миллионов евро.
 
вход, Золотой дом Нерона, Рим, достопримечательность, entrance, Nero's Golden house, Rome
Современный вход в археологическую зону Золотого дома

 
Касса, вход, Домус Ауреа, как пройти, Domus Aurea, entrance, ticket office, cashier
Касса — сюда вам нужно будет пройти, чтобы получить чек. Рядом стоит коробка с касками

 

Открытие археологической зоны дома для посетителей

После погребения в течение сотен лет теперь вход в золотой дом открыт для всех желающих. Туры проходят по выходным и включают не только экскурсию по подземной части Домус Ауреа, но и виртуальный 3D тур в зале с золотым куполом (80 на карте).

Экскурсия начинается с того, что всем раздают каски – это действующие археологические раскопки, поэтому здесь есть вероятность того, что от потолка отломится какой-нибудь камушек. Потом группе показывают план (см. выше – там точками отмечены те комнаты, которые туристы проходят во время экскурсии) и на одной из стен, построенных в качестве опоры для бань Траяна, показывают небольшой фильм про историю Золотого дома Нерона, а также про те работы, которые сейчас в нём ведутся. После этого туристов проводят по залам, останавливаясь в самых интересных. В комнате с золотым куполам они садятся на тумбочки и надевают очки виртуальной реальности, через которые в течение шести минут они могут видеть этот зал таким, каким он был при Нероне, и даже выглянуть за его пределы. Потом они идут в восьмиугольный зал и зал Гектора и Андромахи, который является конечной точкой экскурсии.

Экскурсия проводится только с гидом и только на нескольких европейских языках (русскоязычного гида нет).
 


 

Полезная информация о Золотом дворце Нерона в Риме

Где находится:
Рядом с Колизеем
 

Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей). Далее пешком в парк Оппио (вход см. на карте)

Остановка туристического автобуса Colosseo
 

Адрес:
Италия, Рим, район Челио, улица Домус Ауреа 1
1, Domus Aurea street (Viale della Domus Aurea 1), Celio district (rione Celio), Rome (Roma), Italy (Italia)
 

Название на итальянском:
Domus Aurea
Casa d’oro
 

Название на английском:
Domus Aurea
Golden House
 

Время работы:
Только по субботам и воскресеньям с 9:00 до 18:15
 

Телефон:
(+39 06) 399 67 700 (где 39 — телефонный код Италии, а 06 – код Рима)
Звонить можно с пн по пт с 9:00 до 17:00 (обед с 13:00 до 14:00) и в сб с 9:00 до 14:00
 

Сайт:
Coopculture
 

E-mail:
info@coopculture.it
 

Координаты:
41.891035, 12.495328
GPS: 41°53’27.7″N 12°29’43.2″E
(координаты входа в раскопки или см. кружок на карте Яндекса в разделе «Пруд» выше)
 

Цена входного билета:
Взрослый: 16 евро
Детский (младше 6 лет): 2 евро
См. статью Как купить билет в Домус Ауреа
 

Условия:
Туры проходят только с гидом и только на итальянском, английском, испанском или французском (русского нет).

Внутри можно фотографировать без вспышки. Снимать на видео запрещено.
 

Отзывы:
Отличная экскурсия для любителей истории и археологии. Если вы в Риме проездом на пару дней – не тратьте время.
 

Добавляйте статью в закладки — Гугл с Яндексом ищут всё хуже и хуже

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


Статьи на ту же тему:

Температура воды в Риме
Как купить билет в галерею Боргезе
Триумфальная арка Тита / Рим
Балдахин Святого Петра работы Бернини
Мост Святого Ангела / Рим
Площадь Торре-Арджентина / Рим