>

Кафедральный собор Барселоны

Кафедральный собор БарселоныКафедральный собор Святого креста и Святой Евлалии*, также известный просто как «кафедральный собор Барселоны» это величественное готическое здание в Старом городе, которое является резиденцией архиепископа Барселоны. Собор посвящён Святому кресту с 599 года, а Святой Евлалии с 877 года.
 

Раскопки под улицей Carrer dels Comtes, граничащей с собором с востока, обнаружили здание религиозного назначения с тремя нефами, разделённые двумя рядами белых мраморных колонн. По всей видимости, это была раннехристианская базилика, построенная в 4 веке, и использовавшаяся на протяжении последующих семи столетий (сейчас на то, что от неё осталось, можно посмотреть в подземном музее королевского дворца). Этот собор сильно пострадал при набеге на город арабов под предводительством Альмансора. Тем не менее, он достоял до 1046 года, когда граф Барселоны Рамон Беренгер I Старый (1023-1076) и его жена Альмодис (хотя, по некоторым данным, он украл её только в 1053 году) и епископ Гислаберт, приступили к строительству другого храма, называвшегося «романским собором». Этот собор был освящён 18 ноября 1058 года архиепископом Вильфредом из Нарбонны. Сегодняшний готический собор построен, с некоторыми отклонениями, на основании и того первого храма и второго романского собора. Его возведение началось 1 мая 1298 года при короле Арагона Хайме II Справедливом и было завершено лишь в середине 15 века при короле Альфонсо V Великодушном.

 

Внешний вид

Основные украшения переднего фасада, которые мы его можем увидеть сегодня, появились лишь в 1882 году. Были добавлены: стрельчатый тимпан над главными воротами, три башни-симборио, через которые внутрь проникает свет, были расширены и переделаны окна.

С внешней стороны собор имеет следующие размеры: длина 93 метра, ширина 40 метров, высота по центральному нефу 28 метров, колокольни в высоту по 54 метра, центральный симборио в высоту 70 метров снаружи и 41 метр изнутри, колонны внутри от основания до нижней части арок по 15 метров.

Возле алтарной части стоят две большие восьмиугольные башни-колокольни, в одну из которых можно попасть через дверь Святого Иво (см. план), а в другую – через дверь в проходе, ведущему в клуатр. Эти две колокольни в готическом стиле, расположенные там, где должен быть трансепт, были построены в конце 13 века. Колокол весом три тонны в башне, расположенной над воротами Святого Иво, зовётся «Евлалия».

Как и в большинстве европейских соборов, на фасаде здесь есть гаргульи, через которые дождевая вода стекала с крыши на землю. Кроме, собственно, гаргулий, у собора Барселоны есть ещё львы, единороги и даже слон. Самые старые из них (начало 14 века) находятся на апсиде возле ворот Святого Иво; фантастические животные на клуатре, сделанные в 15 веке, являются символами четырёх евангелистов. Согласно легендам, каменными гаргульями становились ведьмы, которые плевались во время процессии Тела Христова.

 

Ворота

В кафедральном соборе Барселоны шесть внешних ворот:

главные ворота (Puerta principal) расположены на переднем фасаде со стороны площади Ла Сеу (Святой Евлалии). Они построены в Неоготическом стиле архитектором Жозепом Ориоль-и-Местрес (Josep Oriol i Mestres). Ворота отличаются четверным архивольтом (обрамлением арочного проёма), в каждой из секций которого стоит по скульптуре апостола; между дверями стоит скульптура Иисуса. По сторонам от двери можно увидеть скульптуры ангелов, пророков, королей – всего 76 фигур.
 

Главные ворота кафедрального собора Барселоны
Главные ворота

 
ворота Святого Иво (Portal de San Ivo) были главным входом в собор на протяжении пяти столетий и поэтому являются его самыми старыми воротами. Они сделаны из мрамора, привезённого с горы Монжуик. Ворота посвящены Святому Иво Бретонскому, поскольку он является покровителем юристов, а ворота выходили на здание, в котором находился королевский суд (бывший королевский дворец). Над тимпаном ворот можно увидеть музыкантов, как бы высовывающих головы из стены и смотрящих наверх. В самом тимпане стоит статуя Святой Евлалии конца 14 века, а по её сторонам – ещё две еле видные головы. По сторонам от ворот в стену встроены мраморные рельефы, перенесённые сюда из романского собора (11 век). В соборе под колокольней возле ворот Святого Иво есть орган, установка которого датируется 1538 годом.

ворота Милосердия (Puerta de La Piedad) – один из внешних входов в клуатр. В их тимпане находится копия деревянного рельефа, созданного немецким скульптором Михаэлем Лохнером в 15 веке (оригинал хранится в музее, см. номер 37 на карте).

ворота Святой Евлалии (Puerta de Santa Eulalia), через которые также можно попасть в клуатр с улицы, похожи на ворота Милосердия. В её тимпане стоит статуя Святой Евлалии, по сторонам которой вырезаны гербовые щиты епископа Франсеска Климента Сапера (Francesc Climent Sapera), который пожертвовал большую сумму на строительство галереи на западной стороне клуатра.

ворота Святой Луции (Puerta de Santa Lucía) ведут в часовню её имени. Архивольт этой двери, в отличие от остальных, полукруглый. Он поддерживается пятью колоннами (тремя толстыми и двумя круглыми тонкими), на капителях которых вырезаны животные и растения.

 

Интерьер

Кафедральный собор Барселоны имеет три нефа, одну апсиду (полукруглую часть) и один амбулаторий (продолжение нефа вокруг апсиды). Колонны делят нефы на пять секций, самая близкая к фасаду из которых самая широкая, поскольку над ней находится симборио – самая высокая башня собора, через многочисленные окна которой свет попадает внутрь храма. В каждой из секций нефов находится по две часовни.

В базилике есть небольшой трифорий – декоративная галерея над арками, разделяющими нефы.

 

Ретрохор

Ретрохор в этом соборе представляет собой мраморную пристройку (практически, ворота) в хоры. Его украшают колонны дорического ордера, разделяющие четыре вырезанные в мраморе сцены из жизни Святой Евлалии и две скульптуры (по две скульптуры и две статуи с каждой стороны от входа), а также балюстрада сверху. Этот ретрохор в стиле ренессанс начал строить Бартоломе Ордоньес (Bartolomé Ordóñez) в 1519 году и завершил его ученик, Педро Вильяр (Pedro Villar) в 1564 году. Панно, изображающее суд и сожжение Святой Евлалии, было сделано Ордоньесом, сцена с её распятием – Вильяром, а сцена с бичеванием – Клаудио Перретом (Claudio Perret, 1619-1621).

 

Хоры

Хоры в соборе находятся в огороженной части в центральном нефе в третьей и четвёртой секциях. Работа над созданием хоров началась в 1390 году.

Стены вокруг хоров с раскосами, изображающими ветхозаветных пророков, были построены скульптором греческого происхождения Жорди де Деу (Jordi de Déu). В 1394 году архитектор Пере Санглада (Pere Sanglada) и его ассистенты приступили к изготовлению дубовых сидений для певчих. Он же в хорах сделал дубовую призматическую кафедру с нижней частью в виде арок, и цельной верхней, в которой вырезаны фигуры 15 различных святых. Кафедра была завершена в 1403 году.

В 1483 году немецкий скульптор Михаэль Лохер (Michael Lochner) был нанят для создания остроконечных башенок-пинаклей по периметру стены, образованной высокими спинками стульев певчих. Работа была завершена его ассистентом в 1497 году.

Панели над сиденьями певчих были расписаны после 1519 года по приказу короля Карла I. На 52 из 64 панелей были нарисованы гербовые щиты рыцарей ордена Золотого руна, а также самого Карла I, а на оставшихся 12 были сделаны надписи.
 

Хоры Кафедрального собора Барселоны
Хоры, вид от алтаря. Проход в дальней части — ретрохор

 

Крипта Святой Евлалии

Крипта Святой Евлалии, построенная, по всей видимости, Хайме Фабре (Jaime Fabre), расположена под алтарной частью собора. Она была построена в 1326 году, но мощи Святой перенесли туда только в 1339 году. Войти в крипту можно по широкой лестнице, по сторонам которой есть ниши, бывшие до 1779 года проходами в две часовни. Потолок крипты сделан в виде купола с огромным плоским замковым камнем, на котором находится скульптурная композиция из Девы Марии с младенцем Иисусом, надевающей на Евлалию мученический венец.

Новый алебастровый саркофаг стоит в центре крипты на восьми колоннах с позолоченными коринфскими капителями. На крышке саркофага и на его сторонах вырезаны сцены мученичества Евлалии. На крышке также стоят четыре скульптуры ангелов, а посередине – Мадонна с младенцем.
 

Кафедральный собор Барселоны, крипта Святой Евлалии
Крипта с саркофагом

 

Главный алтарь

Главный алтарь кафедрального собора Барселоны, сделанный из белого мрамора, стоит на двух колоннах начала шестого века, принесённых из вестготского храма. Позади и сверху висит большой крест с распятием в окружении шести ангелов – работа Фредерика Мареса (Frederic Mares, 1976). До 1976 года здесь находился деревянный позолоченный алтарь без скульптур и икон, типичный для 14 века. В центре этого алтаря стоял резной крест, сделанный в 1746 году. Этот алтарь был перенесён в церковь Святого Иакова на улице Carrer de Ferran. Под крестом стоит стул, вырезанный из алебастра в середине 14 века.
 

Кафедральный собор Барселоны, главный алтарь
Алтарь с распятием

 

Ризница

Ризница занимает три комнаты справа от главного алтаря. Здесь хранятся предметы, использующиеся в церковных церемониях, которые сделаны, в том числе, из драгоценных металлов. Здесь же находится процессионный крест, сделанный Франскском Виларделем (Francesc Vilardell) в 1383 году. Он выполнен из позолоченного серебра и кроме изображений самого Распятия и Святой Евлалии, на его поперечине эмалью нарисованы четыре евангелиста. В ризнице хранится меч Педро Португальского, считающийся одним из самых красивых в мире.

 

Часовни

5 – часовня Святых Космы и Дамиана (1436);
6 – часовня Святого Иосифа Ориоль;
7 – часовня Святого Панкратия;
8 – часовня Святого Раймунда Пеньяфортского;
9 – часовня Святого Павла (1902);
10 – часовня Богоматери Пилар (17 век);
11 – часовня Святых Пакиана Барселонского и Франциска Ксаверия (1688-1689);

12 – часовня Святого Северина (1683);
13 – часовня Святого Марка (1683-1692);
14 – часовня Бернардина Сиенского и Архангела Михаила (1705, 1784);
15 – часовня Богоматери Розария (1617-1620);
16 – часовня Святой Марии Магдалины, Святого Бартоломея и Святой Елизаветы (1401);
17 – часовня Святого Себастьяна, Святой Теклы (Фёклы) и Святого сердца Девы Марии (1486-1498);
18 – часовня Богоматери Отрада (1945);
19 – часовня Богоматери Монсеррата

20 – баптистерий (крестильня; 1433)
21 – часовня Непорочного зачатия (1651)

22 – часовня памяти избиения младенцев или часовня хождения по мукам;
23 – часовня Святого сердца Иисуса (1940);
24 – часовня Богородицы Милосердие (1688);
25 – часовня Святой Клары и Святой Екатерины (1456);
26 – часовня Апостола Петра (1415);
27 – часовня Святого Гавриила и Святой Елены (1381-1390);
28 – часовня Святого Иоанна Крестителя и Святого Иосифа (1577);
29 – часовня Преображения Господня (1445);
30 – часовня кары Господней (1466);
31 – часовня Святого Антония Египетского (1712).
 
План кафедрального собора Барселоны
 

Другие сокращения на карте:

1 – ретрохор
2 – хоры
3 – крипта Святой Евлалии (под полом)
4 – главный алтарь
32 – фонтан со Святым Георгием
33 – гусиный пруд
34 – галереи с часовнями в клуатре
35 – часовня Святой Луции
36 – новый зал капитула
37 – музей
38 – старый зал капитула
39 – ризница

 

Окна, замковые камни и гробницы

Все витражи окон собора сделаны по одной схеме: в центральной, самой широкой части, находится изображение Святого, а по сторонам его окружают ангелы, гербовые щиты, и просто геометрические рисунки. По времени создания окна можно разделить на три группы: сделанные в 1317-1334, сделанные около 1400 года и сделанные в 15 веке.

Изображения на замковых камнях (на потолке) были обнаружены лишь в 1970 году во время реставрационных работ. Всего в кафедральном соборе 215 таких камней, включая несколько двухметровых в центральном нефе.

В кафедральном соборе Барселоны захоронены останки нескольких монархов и людей, имевших отношение к королевству Арагон:

В стене возле ризницы на некоторой высоте находятся саркофаги Рамона Беренгера I (1023-1076), графа Барселоны, и его жены, Альмодис де ла Марш (1020-1071). Также возможно, что во время строительства, сюда же из старого собора перенесли останки Рамона Борреля (971-1017), также графа Барселоны, и Петронилы Арагонской (1136-1173), королевы Арагона и супруги графа Барселоны Рамона Беренгера IV. На противоположной стене, между трансептом и часовней памяти избиения младенцев (22 на карте), в 1998 году установили ещё два саркофага, куда переместили останки из клуатра этого собора и из разрушенного в 1837 году монастыря Святого Франциска. Таким образом, сейчас в них покоится шесть человек:
— Альфонсо III Свободный (1265-1291), король Арагона и граф Барселоны;
— Хайме I (1320-1347), граф Урхеля;
— Констанция II Сицилийская (1249-1302), жена короля Арагона Педро III Великого;
— Мария де Лузиньян (1273-1319), жена короля Арагона и графа Барселоны Хайме II Справедливого;
— Сибилла де Фортия (1350-1406), четвёртая жена короля Арагона Педро IV Церемонного;
— Элеонора Арагонская (1333-1417), жена короля Кипра Пьера I де Лузиньяна.

 

Клуатр

Современный клуатр был построен в 1448 году, хотя до него здесь существовал клуатр более романского собора. В строительстве участвовали такой известный архитектор, как Андрес Эскудер (Andrés Escuder) и знаменитые скульпторы отец и сын Клаперос. Со стороны улицы в клуатр можно войти через ворота Святой Евлалии или ворота Милосердия. Со стороны собора сюда можно войти через дверь, находящуюся напротив ворот Святого Иво, которая, как считается в настоящее время, была главной дверью романского собора 11 века. В трёх арочных галереях с часовнями по периметру клуатра первоначально были семейные склепы.

В клуатре собора растут пальмы и магнолии, среди которых гуляют белые гуси, которых всегда 13, по количеству лет Евлалии во время сожжения. Здесь стоит несколько фонтанов – у одного на вершине находится маленькая статуя Святого Георгия на коне, сделанная в 1970 году скульптором Эмили Колом (Emili Colom).
 

Кафедральный собор Барселоны, клуатр
Клуатр

 
Из клуатра можно попасть в новый зал капитула (см. 36 на карте) – прямоугольную пристройку 17 века, изнутри полностью расписанную фресками работы барселонского художника Пау Прима (Pau Prim). Центральную часть росписи занимает величание Святой Евлалии и Святого Олегара, епископа Барселоны, который также похоронен в соборе. В помещении справа стоит обратить внимание на икону «Милосердие», написанную Бартоломе Бермежо (Bartolomé Bermejo) на деревянной основе в 1490 году. В этих двух комнатах сейчас размещается небольшой местный музей.

По сторонам от помещений музея находится часовня Святой Луции и старый зал капитула. У часовни Святой Луции есть свой отдельный вход с улицы. Она была построена между 1257 и 1268 годами в позднем романском стиле и первоначально относилась к епископскому дворцу, а не к собору. Внутри находятся гробницы двух человек – епископа Арнау де Гурб (Arnau de Gurb, 1252-1284), при котором часовня была построена, и каноника Франсеска де Санта Колома (Francesc de Santa Coloma), 14 век.

Старый зал капитула также известен как часовня Святого Олегара и Святого Причастия, а также как часовня Святого Распятия Лепанто. Прямоугольный зал капитула с ребристой крышей был построен в 1407 году архитектором Арнау Баргесом (Arnau Bargués). На замковом камне центрального свода изображено сошествие Святого Духа, нарисованное Жуаном Клаперосом (Juan Claperós) в 1454 году.

Святой Олегар (1060-1137), епископ Барселоны, был канонизирован в 1676 году, и тогда же было решено переместить его мощи в этот зал. После битвы при Лепанто (1571) в центральную часовню амбулатория собора был перенесён крест, стоявший на одном из кораблей, участвовавших в сражении. В 1932 году он был поставлен в эту часовню, получившую, таким образом, третье название.

 
*Святая Евлалия (290-304) – христианская мученица, погибшая под пытками в Мериде (Испания) из-за того, что отказалась поклоняться римским богам. У Барселоны есть своя мученица Святая Евлалия, родившаяся и умершая примерно в то же время, тем же способом и по тем же причинам, что и Евлалия из Мериды. Считается, что её тело было погребено в церкви Святой Марии дель Мар, но спрятано во время нашествия мавров в 713 году, затем вновь обретено в 878 году и в 1339 году перемещено в крипту в новопостроенном соборе Святой Евлалии (нынешний кафедральный собор). Святая Евлалия Меридская считается покровительницей Овьедо, а Святая Евлалия Барселонская – покровительницей Барселоны.
 

Кафедральный собор Барселоны, достопримечательности Барселоны
Улица Baixada de la Canonja: справа Епархиальный музей, слева — музей Фредерика Мареса

 
Достопримечательности поблизости: королевский дворец, музей Фредерика Мареса, епархиальный музей

 

Полезная информация о кафедральном соборе Барселоны

Местоположение:

В центре Готического квартала; на площади Святой Евлалии (placita de la Seu)
 

Как добраться:

Станция метро Jaume I на линии 4 (жёлтой)

Автобус 45 до остановки Via Laietana — Pl. Ramon Berenguer
Автобус 120 до остановки Via Laietana

Туристический автобус bus touristic до остановки Barri Gòtic на красной линии (ruta vermella)
 

Адрес:

Испания, Каталония, Барселона, площадь Pla de la Seu, 3
Pla de la Seu, 3, Barcelona, Spain
 

Название на испанском:

Catedral de la Santa Creu i Santa Eulàlia
Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia
Catedral de Barcelona
 

Название на английском:

Cathedral of the Holy Cross and Saint Eulalia
Cathedral of Barcelona
Barcelona Cathedral
 

Время работы:

Понедельник – пятница: с 8:00 до 12:45 (клуатр с 8:30 до 12:30), с 13:00 до 17:30 и с 17:45 до 19:30 (клуатр с 17:45 до 19:00)
По субботам и накануне праздника: с 8:00 до 12:45 (клуатр с 8:30 до 12:30), с 13:00 до 17:00 и с 17:15 до 20:00 (клуатр с 17:45 до 19:00)
По воскресеньям и в праздники: с 8:30 до 13:00 (клуатр с 8:30 до 13:00), с 13:00 до 17:00 и с 17:15 до 20:00 (клуатр с 17:15 до 19:00)
 

Телефон:

(+34 93) 342 82 62 (где 34 – телефонный код Испании, а 93 – код Барселоны)
 

Сайт:

http://www.catedralbcn.org/ (на испанском или английском)
 

E-mail:

info@catedralbcn.org
 

Координаты:

41.384116, 2.176358 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение кафедрального собора Барселоны)
GPS: 41°23′2.82″N 2°10′34.89″E
 

Цена входного билета:

Понедельник – пятница: с 8:00 до 12:45 бесплатно, с 13:00 до 17:30 7 евро, с 17:45 до 19:30 бесплатно
По субботам и накануне праздника: с 8:00 до 12:45 бесплатно, с 13:00 до 17:00 7 евро, с 17:15 до 20:00 бесплатно
По воскресеньям и в праздники: с 8:30 до 13:00 бесплатно, с 13:00 до 17:00 7 евро, с 17:15 до 20:00 бесплатно

Бесплатный вход подразумевает посещение собора и клуатра. Чтобы посетить хоры нужно доплатить 3 евро, чтобы подняться на крышу – ещё 3 евро
Вход за пожертвование в 7 евро включает: вход в собор, клуатр, на крышу, в музей в зале капитула, в часовню Святого креста Лепанто, брошюру с информацией
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!



 

Статьи на ту же тему:

Храм Святого сердца / Барселона
Дворец музыки в Барселоне
Парк Гуэля / Барселона
Дом Мила в Барселоне
Рынок Бокерия в Барселоне
Зоопарк в Барселоне
Погода в Барселоне